Проект ФОМ для ЦБ: инфляционные ожидания и потребительские настроения

Как Банк России учитывает результаты опросов в своей работе

01 Июня 2017

29 мая Банк России и ФОМ на совместном семинаре представили результаты 55-й волны исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения. Инфляционные ожидания определяют действия людей на финансовом и потребительском рынке и, таким образом, влияют на экономику. Для Центробанка информация об инфляционных ожиданиях, получаемая с помощью опросов ФОМ, является одним из каналов обратной связи с населением, регулятор учитывает ее в принятии решений по денежно-кредитной политике.

На семинаре обсуждались методология проекта и его результаты. «Проект основан на сочетании аналогичных западных методик исследований инфляционных ожиданий и потребительских настроений с учетом российской специфики восприятия инфляции населением, – рассказала директор проекта Людмила Преснякова. – В частности, для россиян характерно "фаталистическое восприятие инфляции" как неотъемлемого свойства экономической атмосферы – люди считают, что "цены растут всегда". В отличие от западных моделей инфляционных ожиданий, в России сильный рост цен приводит к ужиманию потребления и экономии».

Презентация ФОМ (скачать).

Замдиректора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Липин рассказал, как именно цифры, получаемые в ходе опросов, ЦБ учитывает в своих прогнозах и действиях. Для этого Банк России «привязывает» к данным по текущей инфляции оценку её изменения, которая строится статистическими методами на основе ответов на вопросы ФОМ.

Презентация ЦБ (скачать).

Исследование инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения проводится ФОМ по заказу Банка России уже девятый год. К нынешнему моменту проведено 55 волн опросов. В проекте измеряются 4 ключевых набора показателей.

  1. Инфляционные ожидания населения РФ: восприятие текущего и ожидания будущего роста цен в месячной, годовой и трехлетней перспективе (на основе специального исследовательского инструментария, разработанного ФОМ).
  2. Индекс потребительских настроений (ИПН): восприятие населением текущей экономической ситуации, прогнозы относительно ее развития, а также готовность тратить деньги.
  3. Сберегательные настроения населения РФ: отношение к сбережениям, практики текущего сберегательного поведения, предпочитаемые формы осуществления сбережений, оценки инвестиционного климата.
  4. Кредитные установки населения РФ: готовность прибегать к банковским займам, текущие практики использования кредитов, оценка вероятности невозврата долга.

Дополнительные показатели, измеряемые в рамках проекта:

  • потребление и крупные траты
  • восприятие динамики курсов валют
  • практики экономии
  • восприятие динамики экономической ситуации
  • доверие финансовым компаниям
  • отношение к Банку России
  • информированность о финансовых показателях
  • занятость и проблемы с трудоустройством
  • горизонты планирования
  • практики ведения бюджета

Подробнее о проекте можно узнать здесь: fom-gk.ru/cases/sociology_cbr.html

Самый свежий (майский) отчет по проекту опубликован на сайте ЦБ: cbr.ru/DKP/standart_system/fom_17-05.pdf

материалы
Бедность, как считается в нашем обществе, способствует развитию худших качеств (37%) или никак не влияет на человека (37%); в её облагораживающее воздействие верят 13% россиян. Относительно богатства единодушия больше: по мнению 50%, оно портит, по мнению 28% – не сказывается на человеке
В последние два года летали самолётами 20% россиян, столько же думают, что им доведется летать в ближайший год. Выбирая авиабилеты, люди, помимо стоимости, обращают внимание прежде всего на удобство графика перелёта, а также на уровень сервиса и репутацию авиаперевозчика
6% россиян считают экономическую ситуацию хорошей, 51% – удовлетворительной, 39% – плохой. За курсом рубля следят 40% участников опроса. Признают влияние изменений курса отечественной валюты на свою жизни сильным 40%, слабым – 21% участников опроса; 29% влияния не отмечают
30% россиян говорят, что внимательно следят за новостями экономики, 65% эта тема не очень интересна. 32% думают, что СМИ объективны в освещении экономической ситуации, 49% уверены в их необъективности. 18% полагают, что ситуация в экономике освещается полно, 65% – что дается неполная картина
28% россиян сообщили, что у них есть вклад в банке, 9% испытывают за него опасения, 18% – не волнуются. 6% россиян за последний год стали больше доверять банкам, 16% – меньше. 66% говорят, что ничего не изменилось: 40% доверяли им раньше и доверяют сейчас, 26% – не доверяли и не доверяют
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют