Занятия второго сезона уже начались: прошли первые лекции по курсам «Городские исследования: оптика наблюдателя», «Основы журналистского мастерства» и «Основы фотодокументалистики». Всего до конца года пройдет 4 курса, в ноябре стартует цикл лекций и мастер-классов о документальном театре.
Все курсы так или иначе связаны с практической деятельностью и нацелены на получение готового продукта – будь то инструментарий для исследования, социологическая фотоистория, пьеса, видеоролик или публикация в СМИ. Кроме того, организаторы планируют отправиться вместе со своими студентами в «поле» и провести две выездных экспедиции в небольших городах.
Руководитель ФОМ-Лабс Катерина Кожевина рассказывает об основной идее проекта: «В нашей стране сложилась традиция представления научного знания в академической среде – это выступления на конференциях, публикации статей в профессиональных журналах, издание монографий. Но к сожалению, пока не сложилась традиция представления результатов социальных исследований широкой аудитории. Если говорить о социальных науках как о зеркале, в котором отражается общество, то такое зеркало теряет всякий смысл, когда никто, кроме мастеров стекольного дела, к нему не подходит.
Чтобы выйти из профессионального гетто, необходимо овладеть новым языком, который будет понятен и интересен окружающим. В рамках нашего проекта мы предлагаем молодым социологам, политологам, антропологам освоить инструментарий фотографии, журналистики, публичной речи, документального театра, киноискусства. Междисциплинарность, творчество и практический результат – три кита, на которых держится ФОМ-Лабораториум.
Запуская ФОМ-Лабс год назад, мы ожидали, что наши курсы будут посещать студенты-гуманитарии. Но интерес к ФОМ-Лабс проявили люди самых разных профессий: от программиста до специалиста по лечебной физкультуре. Поэтому во втором сезоне мы решили поставить себе еще одну задачу – показать людям, не имеющим отношения к социальным наукам, как устроена оптика исследователя, наблюдателя.
Это не значит, что мы хотим открыть альтернативную школу социологии или антропологии и учить людей профессионально изучать общество. Скорее мы предлагаем выйти за рамки профессии и попробовать сформировать единый подход исследователя, пробудить в окружающих социологическое воображение, то есть, словами американского социолога Чарльза Миллса, «способность рассматривать собственный жизненный опыт и личные трудности в контексте структурной организации общества и той исторической эпохи, в которой мы живем».
Обе наши задачи – в работе как с профессионалами, так и с просто заинтересованными людьми, – в конечном счете преследуют одну цель: сделать так, чтобы «живые» социальные исследования прочно заняли свое место в публичной среде.
Другие рубрики



Комментарии отсутствуют