Сериалы: два мира

О зрительских предпочтениях разных групп россиян

02 Ноября 2013

49% россиян смотрят сериалы. Каждый второй, кого вы видите на улице, проводит вечера перед экраном, следя за перипетиями длинной истории. Благодаря своей популярности сериалы – отличная тема для разговоров как с друзьями, так и с первыми встречными.

В то же время, по словам философа и кинокритика Александра Павлова, сериалы «формируют оппозиционные социальные группы с разными установками по отношению друг к другу». Любители «Глухаря» и «Ворониных» отличаются от зрителей «Подпольной империи» и «Войны престолов», не правда ли?

Разница между этими группами не только в том, что они смотрят, но и как. Опрос ФОМ показал, что 44% россиян смотрят сериалы по телевизору, а 5% – в записи. Это различие стало ключом, который позволил нам описать две категории любителей сериалов.

Телезрители и интернетчики

Представьте себе два племени. Назовем первое «племя телевизора», а второе – «племя интернета», ведь они закачивают сериалы с торрентов или находят их в одной популярной социальной сети.

Чаще прочих в племени телевизора вы встретите следующие категории россиян: женщин, людей старше 60 лет, неработающих, обладателей образования не выше среднего и людей с ежемесячным доходом от 4 до 9 тысяч рублей. Сериалы, чуть ли не круглосуточно транслируемые с экрана телевизора, остаются самым доступным, а порой, к сожалению, и вовсе единственным развлечением для стариков, домохозяек и людей с неблагополучным материальным положением.

Представители племени интернета чаще живут в Москве, и составляют его большей частью молодые люди с высшим образованием, денег у которых вполне хватает на автомобиль.

В 74% случаев телезрители смотрят сериалы каждый день или два-три раза в неделю. Среди интернет-зрителей сторонников столь частого просмотра тоже хватает, но их гораздо меньше (45%). Зато чаще встречаются люди, которые смотрят сериалы раз в неделю или два-три раза в месяц (36% против 18% у телезрителей). Очевидно, что просмотр сериалов становится идеальным вариантом «ленивого выходного» после трудной недели для молодых и обеспеченных.

В племени интернета чаще, чем среди телезрителей, смотрят один сериал до конца, и лишь затем переходят к следующему (65% против 45%). Кроме того, они чаще стремятся смотреть все серии, не пропуская ни одного эпизода (75% против 55%).

Таким образом, знаменитая фраза «давай ещё одну серию» соединила в себе ключевые особенности просмотра сериалов в среде интернет-зрителей: возможность самим выбирать, когда смотреть следующий эпизод, склонность досматривать сериал до конца и не пропускать ни одного звена в сложной истории, созданной драматургами любимого шоу.

В то же время телезрители смотрят сериалы гораздо чаще и следят за множеством историй параллельно, что обусловлено устройством эфирной сетки телеканалов.

Наверное, вас не удивит, что члены племени интернета чаще следят за сериалами из Америки и Европы (49% против 19%), а телезрители – за советскими (51% против 31%) и современными российскими (76% против 56%).

Примирение

Западные сериалы уже переросли тесный формат «мыльных опер», выйдя на новые рубежи качества. Однако в России, за редким исключением, они не попадают в эфир центральных телеканалов, где до сих в сетке в основном низкобюджетные мелодрамы и новые версии «ментовских войн». Таким образом, западные сериалы и особый режим их просмотра стали у нас одним из социальных маркеров пресловутого «креативного класса».

Смогут ли западные сериалы выйти из этого культурного гетто? Кто знает, может быть, в один прекрасный день ФСКН разрешит показать по Первому каналу "Breaking Bad", и мы вместе с нашими бабушками будем следить за приключениями Уолтера Уайта. Пока этого не произошло, покажите им любимый сериал в записи: учитель химии наверняка их очарует, а за ужином вам будет, что обсудить.




материалы
43% россиян считают, что сейчас в России благоприятное время для того, чтобы заводить детей, почти столько же респондентов (42%) придерживаются обратного мнения. 38% опрошенных наилучшим возрастом для рождения первого ребёнка назвали 21-24 года, 29% считают, что лучший возраст – 25-28 лет
29% участников опроса считают, что уровень рождаемости в России сейчас высокий, 37% полагают, что низкий. Две трети опрошенных думают, что повысить рождаемость в ближайшие несколько лет возможно, 81% считает, что для этого государство должно принимать специальные меры
19% россиян считают разводы недопустимыми, 72% – допустимыми. За 10 лет сторонников первого мнения стало на 2 п.п. меньше, второго – на 5 п.п. больше. 6% россиян полагают, что развод чаще инициируют мужчины; 56% (+17 п.п. за 10 лет) – что женщины, 21% (-18 п.п.) – что те и другие одинаково часто
Жителей квартир, в том числе коммунальных (в целом это 75% россиян), спросили, устраивает ли их состояние подъезда. 45% ответили утвердительно, 29% – отрицательно. Благоустройство двора устраивает 43%, не устраивает 30% россиян. Качество услуг ЖКХ хорошим назвали 37%, плохим – 31% респондентов
54% россиян уверены: лучше по возможности не менять место работы. 33% наших сограждан полагают, что места работы надо время от времени менять. Чем старше люди, тем чаще они за постоянство, чем моложе – тем чаще за смену мест работы
Комментарии
Добавить комментарий

Руслан Кожевников

02 Ноября 2013, 23:07

Вроде, Хауса по Домашнему показывали.
Да, тот же Лост по 1.

Но, это ж действительно 2 мира: мир Глухаря и мир Хауса. Вряд ли Хаус может заинтересовать Ж60+. Там вообще другие мозги. Ответить
 

Руслан Кожевников

02 Ноября 2013, 23:13

"Реальные пацаны" - вот что должно понравится и стар и младу, и тв и инет поколениям. Ответить
 

guest

05 Декабря 2013, 14:17

"хихихи западные сериалы лучше всё русское говно, кококо я такой модный я смотрю западные сериалы вся остальная страна смотрит глухаря - быдло"

классная интонация, но может стоит не только бабушке Breaking Bad показать, а самим "спуститься" и взглянуть хоть одну серию Глухаря? Рекомендую первый сезон, он самый лучший. Тоже будет что обсудить и над чем подумать. Ответить