Инноваторы: представления рядовых россиян и «народных экспертов»

10 Июня 2013

К инноваторам респонденты относят людей из высокоресурсных групп – в представлении россиян, они хорошо образованы, социально активны: общительны, доверяют окружающим, стремятся помогать другим. Они интересуются новыми тенденциями, стремятся расширять сферу своей компетенции и общий кругозор.
Всероссийский опрос населения. Объем выборки – 7500 респондентов. Сроки проведения опроса: 5–18 августа 2011 года.

Инноваторы в контексте массового сознания

Больше половины участников общероссийского опроса (55%) сообщили, что им нравятся люди, склонные к инновациям. Однако показатели существенно колеблются в разных группах. Респондентам было предложено ответить на опросник-тест, замеряющий отношение к инновациям и вовлеченность в них. Среди людей, ответивших положительно на два вопроса и меньше, симпатизируют людям, склонным к инновациям, только 11%, среди ответивших положительно более чем на 10 вопросов – 97%.

Отметьте, пожалуйста, позиции, которые имеют к вам отношение.

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Мне нравятся люди, склонные к инновациям




Данные массового опроса не позволяют в точности описать, каким представляется инноватор рядовым респондентам. Однако мы можем нарисовать портрет инноваторов, описывая тех участников опроса, которые оказались наиболее заинтересованными в инновациях. Это ответившие положительно более чем на 10 вопросов теста, группа составила 9% от всех россиян.

Самый «продвинутый», «локомотивный» слой – интересуются инновациями, имеют личный опыт в сфере инноваций и знакомых из этой сферы, у половины людей из этой группы есть соображения о том, как помочь распространению инноваций.

У меня есть соображения о том, как помочь распространению инноваций




Большинство «вовлеченных» сообщают социологам, что обращают внимание на материалы про инновации в прессе, интернете, смотрят телепрограммы и слушают радиопередачи об инновациях. Почти две трети представителей этой группы читают книги и статьи по тематике инноваций.

Я читаю статьи, книги по тематике инноваций.




Если люди, не интересующиеся инновациями, не видят важности проблематики модернизации для страны, то «вовлеченные», напротив, полагают:

  • проблема инноваций – одна из важнейших для страны (91%),
  • инновации должны распространяться как можно шире (98%),
  • государство должно стимулировать, поощрять процесс инноваций (99%).

Я считаю, что государство должно поощрять, стимулировать процесс инноваций.




Многие «вовлеченные» знают о случаях реальных успешных и неудавшихся инноваций (74% и 65% соответственно). Однако только 39% из этой группы сообщили, что сами участвуют в разработке и внедрении инноваций.

Я знаю о реальных случаях успешных инноваций в последние годы.




Я знаю о реальных случаях неудавшихся инноваций в последние годы.

Источник: Всероссийский опрос населения, 5–18 августа 2011


Имея подобный опыт и интерес, «вовлеченные» утверждают, что им понятно, почему инновации в России распространяются медленно (89%).

Какие еще черты отличают группу «вовлеченных»?

«Вовлеченные» социально активны: этой группе присущи такие качества, как:

  • общительность (66%),
  • стремление помогать другим людям (68%),
  • доверчивость (60%),
  • стремление бороться с несправедливостью (53%).

Какие черты характера, особенности поведения, привычки вам свойственны?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, любое число ответов
Источник: Всероссийский опрос населения, 5–18 августа 2011


«Вовлеченным» свойственна активная жизненная позиция: они рациональны, напористы, верят в себя. Они чаще остальных говорят, что…

  • надеются на лучшее,
  • полагаются на себя, на свои силы,
  • самостоятельно принимают решения,
  • много работают,
  • планируют свое время,
  • действуют целеустремленно, энергично,
  • берут ответственность на себя,
  • действуют рационально,
  • не отстают от других,
  • получают новые впечатления.

«Вовлеченные» – типичные представители активного класса, ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких они возлагают на себя. Так, люди из этой группы чаще заявляют, что если у них случаются неудачи, то причину они ищут не во внешних обстоятельствах и помехах, а в своих недостатках и недоработках (45% против 37% по стране в целом).

Если у вас случаются неудачи, то в чем обычно бывает их причина – во внешних обстоятельствах и помехах или в ваших недостатках и недоработках?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Источник: Всероссийский опрос населения, 5–18 августа 2011


Эксперты неоднократно отмечали, что отличительная способность инноваторов – видеть проблему под иным углом зрения, чем все. По заявлениям 45% респондентов, «вовлеченных в инновации», они способны придумывать и создавать новое (среди россиян в целом этот показатель значительно ниже – 17%).

Группу «вовлеченных в инновации» четко характеризует следующий факт: они чаще других ценят интересную работу (26%) и творчество, самореализацию (11%). Среди «вовлеченных» больше людей, которые предпочитают творческую работу простой исполнительской, – 21% (по России в целом таковых значительно меньше – 9%).

И, наконец, «вовлеченные в инновации» являются и инноваторами в сфере потребления. Если среди россиян в целом доля активных потребителей передовых практик (так называемых людей-XXI) составляет 22%, то в среде «вовлеченных» таковыми являются более половины – 54%.

Люди-21

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУППЫ ЛЮДИ 21*


* «Люди-21» – локомотивная группа, выделяется по принципу включенности в современные практики. В группу входят респонденты, выбравшие не менее шести позиций из списка ответов на вопрос «Что из перечисленного вам доводилось делать за последние два-три года?»

«Народные эксперты» об инноваторах

Инноватор, считают «народные эксперты», это человек будущего, у которого есть свой, отличный от общепринятого, взгляд на мир и который стремится этот мир изменить.

«Инноватор видит далекую перспективу развития и своими решениями приближает эту светлую, надеюсь, эпоху. Пока другие еще только просчитывают будущие шаги, он, инноватор, уже делает эти шаги один за другим. И скорее всего, будущее будет развиваться в том направлении, куда направляется мысль инноватора, а не мысль праздного мечтателя» (Владимир Безденежных).

«Гибкость мышления и способность смотреть на мир под другим углом. Билл Гейтс в далеком 1981 году сказал следующее: 640 Кб оперативной памяти должно быть достаточно для каждого. С тех пор утекло много воды, и это заявление выглядит наивным, но тем не менее Microsoft не канул в пучину небытия – все потому, что иногда предвидел новые потребности и тренды, иногда «просто» быстро реагировал на изменения внешней среды» (Иван Погодин).

«Инноваторы – то это те, кто хочет что-то изменить. Инновационных предпринимателей очень мало. Просто у них такой склад характера: кому-то нравится наука, кому-то нравится балет, а кому-то нравится делать новый бизнес» (Игорь Пивоваров).

Участники краудсорсингового проекта практически сразу перевели разговор об инноваторах в русло типологии этих людей. И это ценные рассуждения, поскольку данные массового опроса не дают нам информации о разных формах инновационного мышления.

«Психографика в данном вопросе мне кажется достаточно поверхностной, если не сказать пустой. Ну что толку с того, что инноваторы – "успешные, склонные к риску, предприимчивые"? Тем более что это в общем-то слишком абстрактно. Все равно что сказать: "Алкоголик – это тот, кто пьет алкоголь". Во-первых, пить алкоголь могут не только алкоголики, а во-вторых, настоящие алкоголики могут годами не пить вообще, но от этого они не перестанут быть алкоголиками» (Виктор Тамберг).

Какие типы инноваторов выделяют «народные эксперты»?

  1. «При ближайшем рассмотрении есть несколько групп людей с весьма отличной друг от друга мотивацией. Я бы обозначил 4 основные категории инноваторов.
  2. "Гики" – люди, которые покупают все технологические новинки. Им это интересно. Притом они могут быть вовсе не предприимчивыми и совершенно не склонными к риску, работать годами в одной компании и программировать на одном языке.
  3. "Достигаторы" – люди, покупающие продукты с продвинутыми характеристиками (самое мощное, самое быстрое). Доказывают себе, что они крутые. Рисковые ли они? Предприимчивые? Скорее да, чем нет, но все же основная мотивация – показать себе и другим, чего они достигли, похвастаться своей "продвинутостью". А вовсе не совершить некий прорыв в мире науки или бизнеса.
  4. "Любители пафоса" – это люди, покупающие все то новое, что дороже, статуснее или квазистатуснее, этакие инноваторы luxury. Доказывают себе и другим что они тоже успешные и состоявшиеся или как минимум не хуже других. "Я статусный, потому должен покупать все новинки". К слову сказать, 4-й Iphone я впервые увидел в руках именно у таких людей.
  5. "Эстеты" – люди, покупающие все то, что красивее, приятнее того, что есть. Эстеты и есть эстеты. Есть новизна, нет новизны, какой там нанометровый техпроцесс использовался при создании CPU – им абсолютно неважно. Но если это новый дизайн, новая эргономика и вообще что-то яркое и необычное – эти инноваторы купят. А потом уже будут морщить лоб и разбираться в особенностях "начинки" и функционала» (Виктор Тамберг).

Другой участник проекта предложил более дробную и более производственно, а не потребительски ориентированную классификацию инноваторов.

  • Управленцы, сфокусированные на создании эффективного ядра менеджеров (пример – «Тройка-Диалог», Gunvor);
  • управленцы, сфокусированные на создании эффективной системы монетизации профессиональной отдачи сотрудников;
  • управленцы, сфокусированные на создании креативной среды путем делегирования полномочий;
  • управленцы, сфокусированные на создании эффективной системы управления качеством процессов и продукции;
  • профессионалы или команды профессионалов, нацеленные на модернизацию существующих технологий в местах занятости;
  • профессионалы или команды профессионалов, нацеленные на создание собственного бизнеса для реализации инновационной идеи / технологии;
  • изобретатели и рационализаторы для самореализации, общения с единомышленниками, монетизации идей ( пример – общество АРИЗ);
  • IT-профессионалы, стремящиеся к капитализации оригинальных идей;
  • инвесторы / бизнес-ангелы, совмещающие принцип мультипликатора инвестиций и принцип больших чисел;
  • венчурные инвесторы, диверсифицирующие инновационные проекты в других отраслях и / или стимулирующие аддитивные основной инновации технологии для создания рынка продукции и мультипликации капитализации инвестиций;
  • потребители, стремящиеся к усовершенствованию, расширению возможностей готовых продуктов и созданию собственного сервиса;
  • студенты и группы студентов технического профиля для последующей монетизации профессиональной репутации;
  • владельцы малого и среднего бизнеса для создания более конкурентного предложения продукта / сервиса, расширения существующего бизнеса, получения доступа к сравнительно дешевым фондам развития инноваций» (Игорь Гуссейнов).

Примеры инноваторов

Участники проекта приводят немало имен людей, которых, с их точки зрения, можно назвать инноваторами. В большинстве случаев это имена западных, японских и китайских представителей науки и бизнеса.

  • Легенды Силиконовой долины: «вероломная восьмерка» – восемь молодых сотрудников ShockleySemiconductorLaboratory, которые уволились в сентябре 1957 года из-за конфликта с Уильямом Шокли и создали собственную компанию FairchildSemiconductor,
  • Стив Джобс и компания Apple,
  • Билл Гейтс компания Microsoft,
  • создатели социальных сетей MySpace и Facebook,
  • Джон Косс и KossCorp – стереонаушники,
  • Николас Хайек и Swatch – один из наиболее удачных проектов в часовой индустрии,
  • Ань Ванг и WangLab – калькуляторы и компьютеры,
  • Стен Ши и Acer – компьютерные инновации,
  • Цутому Мураи и Asahibeer – японское пиво,
  • Джон Сортино и TheVermontTeddyBearCo – плюшевые медведи Тедди,
  • Чжан Жуйминь и Haier – легендарная китайская бытовая техника,
  • Альфред Риттер и Ritter Sport – инновации в мире шоколада.

Среди россиян статус инноваторов и инновационных компаний получили:

  • Давид Янг и компания ABBYY,
  • Сергей Белоусов и компания Parallels,
  • Аркадий Волож, компания Яндекс, продукт Яндекс пробки,
  • Валентин Гапонцев и компания IPG Photonics,
  • Игорь Пивоваров и компания Гемакор.

Комментарии экспертов

Никконен Альбина Ивановна

Исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ)

«В первую очередь, инноваторы, это – предприниматели! Которые ежедневно предпринимают шаги – как ни пафосно это звучит - по улучшению жизни человечества. Одни шаги – более прогрессивные и эффективные, другие – менее удачные и доходные. Быть предпринимателем трудно, а инновационным – еще труднее: создание серьезного бизнеса - это 1% вдохновения и 99% - тяжелого труда.

Как надо поддерживать инноваторов? Аккуратно. Прежде всего надо отдавать себе отчет, что инновации – это еще один аргумент в конкурентной борьбе. Пока нет жесткой конкуренции за потребителя, за рынки сбыта, никто не будет заниматься инновациями. С другой стороны, спрос рождает предложение. Поскольку государство заинтересовано в ускоренном развитии инновационного сектора экономики и является, в конечном счет, самым крупным их потребителем, то самым действенным инструментом поддержки инноваторов со стороны государства может и должно стать формирование спроса на их услуги и продукцию».

Лактионова Галина Михайловна

Доктор педагогических наук, профессор, специалист по инновационному типу мышления

«Инноватор – это человек или группа людей, способный/способные создавать новые востребованные ценности. Отличительными чертами инноваторов являются умение увидеть/предугадать новые возможности, сформулировать новую, имеющую ценность идею и план ее претворения в жизнь. Иными словами, инноваторы – это люди, обладающие инновационным мышлением. Для формирования инновационного мышления важны воображение и интуиция, «вертолетное виденье», умение формулировать идею и продвигать ее; понимание алгоритма «проектной деятельности», «командной работы»; самостоятельность и ответственность, готовность к риску».

материалы
«Народные эксперты» полагают, что на пути успешного внедрения инноваций в России стоят препятствия двух типов: институциональные и социокультурные.
Бренд «Сколково», благодаря широкому освещению в СМИ, довольно хорошо известен. В массовом сознании проект семантически представлен прежде всего тремя понятиями: «инновация», «наука», «центр».
Участники массового опроса довольно широко определяют понятие «инновации». Больше всего распространено поверхностное толкование – это просто нечто новое, связанное с прогрессом и улучшающее жизнь людей.
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют