Доклады на секции ФОМ «Финансовое поведение в эпоху digital»

Представляем доклады, сделанные на секции ФОМ на IV конференции «Продолжая Грушина»

13 Марта 2014

27 февраля 2014 года в рамках IV конференции «Продолжая Грушина» состоялась секция «Финансовое поведение в эпоху digital». В фокусе обсуждения был вопрос, как технологии меняют финансовое поведение и установки россиян. В работе секции приняли участие исследователи из ведущих социологических и маркетинговых компаний, а также представители банков и электронных платежных систем.

Ирина Лобанова из НАФИ рассказала о динамике включенности россиян в пользование электронными финансовыми услугами. Один из барьеров к их широкому распространению – низкий уровень информированности населения.

Она также рассказала о четырех моделях платежной индустрии в мире, где у России особое место – в нашей стране преобладает «зарплатная модель» (широко распространены карты для начисления зарплаты). Скачать

Людмила Бартенкова (Synnovate Comcon) сделала доклад о практиках пользования интернет-банком, а также о барьерах для его использования, одним из которых является недоверие электронным каналам коммуникации с банком. Скачать

Рассуждая о барьерах к распространению электронных финансовых сервисов, Наталья Халина (НИУ ВШЭ) на примере исследования пользователей банковских карт показала, насколько важны для потребителей ясно сформулированная польза электронных финансовых продуктов и простота их использования. Скачать

Ее коллега Максим Маркин (НИУ ВШЭ), продолжая тему барьеров, отметил, что развитию электронных платежных систем препятствуют большие издержки обслуживания безналичных платежей. По его словам, торговой компании иногда выгоднее заказать инкассацию, нежели платить торговую уступку платежной системе. При этом средний чек при оплате картой выше – людям легче тратить деньги с карточки, нежели наличные. Скачать

Елена Якубовская (ГФК-Русь) отметила, что слухи о смерти традиционных каналов взаимодействия банков и клиентов преждевременны. Банковский офис по-прежнему является самым востребованным каналом. Однако требования потребителей растут, и «востребованными становятся все возможные каналы банковского обслуживания: рынок требует обеспечить условие доступности из любой точки». Скачать

Людмила Преснякова (ФОМ) рассказала, как различаются установки в финансовой сфере у людей, пользующихся электронными финансами, и всех остальных. Отличия есть, но не столь ощутимые, как можно было ожидать: первые более ответственны в финансовом плане и больше ориентированы на достижение материального благополучия. Но при этом они лишь чуть чаще ведут бюджет и делают сбережения. То есть технологии влияют на финансовую культуру россиян, но пока это воздействие не очень заметно. Скачать

Светлана Борисова (ФОМ) проанализировала особенности финансового и потребительского поведения digital-поколения, для которого электронные финансы стали уже привычной практикой. Скачать

Представители банков говорили о том, как использовать результаты исследований в своей работе.

Григорий Микрюков (Россельхозбанк) рассуждал на тему, почему статистика банков и результаты исследований пользования интернет-банком могут расходиться. Его версии: результаты опросов и статистика банков фиксируют разные аспекты поведения пользователей, многое зависит от методологии, и особенно – от формулировок вопросов. Скачать

Булад Субанов (Round bank) подчеркнул, что банкам важна информация о поведении и потребностях потребителей, которую они получают из самых разных источников, в том числе из исследований. Эти потребности сегодня: доступность digital-услуг, интуитивность, внимание к деталям, возможность в любой момент воспользоваться услугой. При этом сам рынок электронных финансов, по его мнению, сейчас находится на ранней ступени своего развития. Скачать

А Евгений Николаев (Яндекс-деньги) рассуждал о будущем рынка digital-финансов, который будет включать не только банковских игроков и традиционные платежные системы, но и поисковые системы и другие атрибуты нефинансового рынка. Платежи будут проходить быстро и автоматически, банк или финансовый оператор будет помогать своим клиентам в финансовом планировании, деньги можно будет переводить друзьям прямо в социальных сетях и чатах, а в ресторанах можно будет расплачиваться чекинами – такую картину «дивного нового мира» нарисовал в своем выступлении Евгений. Скачать

Однако, по мнению участников секции, до наступления этой новой эры электронных финансов еще есть время, за которое и банки, и потребители могут существенно изменить стратегии взаимодействия.

материалы
17% респондентов (в столице – 22%) в последние месяцы случалось не находить продуктов, которые они покупали раньше; 79% – не случалось. По наблюдениям 78% жителей страны, в последние месяцы цены на еду выросли. Изменений в качестве продуктов 65% не видят, 24% говорят о его снижении, 4% – о повышении
47% россиян, сталкиваясь с ростом цен, выбирают стратегию экономии, несколько меньше в стране – 43% – тех, кто в такой ситуации ищет дополнительные заработки. С 2015 года доля приверженцев второй стратегии медленно, но растёт
68% россиян наблюдают экономический кризис в стране (в Уральском ФО показатель выше на 11 пунктов), 20% не видят никаких его признаков. 2% опрошенных думают, что через год кризис закончится, 6% – что он станет слабее, 27% – что останется таким же, 19% – что усилится
Хорошим называют своё материальное положение 10% россиян, плохим – 27%, чаще всего люди считают ситуацию с доходами средней (62%). В столице больше оценивающих материальное благополучие как среднее и меньше – как плохое. Негативных же оценок больше в городах с населением от 50 до 250 тыс. жителей
Значительный рост цен на бензин замечают 50% россиян, незначительный – 20% (среди автовладельцев – 56% и 23% соответственно). Рост цен чаще всего связывают с алчностью бизнесменов: плохой работой руководства страны и общим плохим состоянием экономики
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют