Индекс потребительских настроений в марте-2014

Оценка текущих потребительских настроений россиян

14 Марта 2014

Индекс потребительских настроений вырос на 6 пунктов относительно предыдущего замера. Рост произошел за счет улучшения оценок динамики материального положения, а также улучшения долгосрочных ожиданий относительно ситуации в экономике страны. Кроме того, значительно вырос потребительский оптимизм. Подобный рост индекса не характерен для начала весны, когда традиционно, наоборот, наблюдается снижение оценок. В этом году он может объясняться социально-политическими факторами.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Индекс потребительских настроений и его субагрегаты в России

ДАННЫЕ В БАЛЛАХ

ИПН (Индекс потребительских настроений) построен по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете (США). Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений». Методика по книге: Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений (Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005).

Для расчета ИПН используются пять базовых вопросов, отражающих оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического развития страны и ситуации на потребительском рынке. ИПН измеряется в баллах и вычисляется как среднее значение частных индексов по каждому вопросу. Индекс по каждому вопросу измеряется как разница между долей положительных и долей отрицательных ответов плюс 100 баллов.

ИПН имеет два субиндекса: ИТС (Индекс текущего состояния) и ИПО (Индекс потребительских ожиданий).

ИТС (Индекс текущего состояния) рассчитывается как среднее значение частных индексов по вопросам об изменении личного материального положения за прошедшие 12 месяцев (вопрос 1) и об оценке ситуации на потребительском рынке (вопрос 5).

ИПО (Индекс потребительских ожиданий) рассчитывается как среднее значение частных индексов по вопросам об ожиданиях изменения личного материального положения в ближайшие 12 месяцев (вопрос 2), развития экономики страны в ближайшие 12 месяцев (вопрос 3), развития экономики страны в ближайшие 5 лет (вопрос 4).

Вопрос 1. Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние 12 месяцев? Оно улучшилось, ухудшилось или осталось без изменений?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос 2. Если говорить о крупных покупках для дома (таких как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то как вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос 3. Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим? (Карточка, один ответ)

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, один ответ

Вопрос 4. А если говорить о следующих пяти годах, то они, на ваш взгляд, будут для экономики страны хорошим или плохим временем?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос 5. Как, по-вашему, изменится материальное положение вашей семьи в следующие 12 месяцев? Оно улучшится, ухудшится или останется без изменений?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 9 марта 2014. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По заказу ООО инФОМ
материалы
17% респондентов (в столице – 22%) в последние месяцы случалось не находить продуктов, которые они покупали раньше; 79% – не случалось. По наблюдениям 78% жителей страны, в последние месяцы цены на еду выросли. Изменений в качестве продуктов 65% не видят, 24% говорят о его снижении, 4% – о повышении
47% россиян, сталкиваясь с ростом цен, выбирают стратегию экономии, несколько меньше в стране – 43% – тех, кто в такой ситуации ищет дополнительные заработки. С 2015 года доля приверженцев второй стратегии медленно, но растёт
68% россиян наблюдают экономический кризис в стране (в Уральском ФО показатель выше на 11 пунктов), 20% не видят никаких его признаков. 2% опрошенных думают, что через год кризис закончится, 6% – что он станет слабее, 27% – что останется таким же, 19% – что усилится
Хорошим называют своё материальное положение 10% россиян, плохим – 27%, чаще всего люди считают ситуацию с доходами средней (62%). В столице больше оценивающих материальное благополучие как среднее и меньше – как плохое. Негативных же оценок больше в городах с населением от 50 до 250 тыс. жителей
Значительный рост цен на бензин замечают 50% россиян, незначительный – 20% (среди автовладельцев – 56% и 23% соответственно). Рост цен чаще всего связывают с алчностью бизнесменов: плохой работой руководства страны и общим плохим состоянием экономики
Комментарии
Добавить комментарий

guest

17 Марта 2014, 13:11

Скоро опомнятся. Ответить