Эфирное бремя

Почему на Балканах нет мира? Экономисты нашли ответ — все дело в радиопередачах

11 Мая 2011

Чернеющую на белой стене букву «U» видно издалека. Это эмблема «усташей», хорватских фашистов. Рядом приписано: «Убей серба!». Гражданская война на Балканах закончилась, но подобные граффити появляются там до сих пор. Экономист Екатерина Журавская объездила в их поисках всю Хорватию
Коллаж: ФОМ-МЕДИА

Журавская и ее коллеги побывали в 138 хорватских деревнях. Они пересчитали все фашистские лозунги, которые только смогли найти на стенах. Ученых интересовали не только надписи, но и другие признаки национальной нетерпимости. Они собирали информацию об итогах прошлых парламентских выборов — сколько голосов отдали националистам жители разных населенных пунктов. И наносили эти данные на карту. В результате Хорватия оказалась разделена на зоны. В одних областях к сербам относились сдержанно, а в других, судя по всему, люто ненавидели.

В гражданской войне между сербами и хорватами сильнее всего пострадали жители приграничных территорий. Но закоренелые националисты попадались ученым как у самой границы, так и в глубине Хорватии. Ненависть к соседям не особенно зависела от расстояния. Зато оказалось, что радикальные настроения можно предсказать с помощью обычного радиоприемника. Ученые выяснили — больше всего сербов не любят в тех регионах, где местные жители могут запросто поймать сербские FM-радиостанции.

Уверенно принимать сербские передачи в Хорватии можно далеко не везде. И дело тут не только в расстоянии, но и в рельефе. Будь деревня хоть у самой границы с Сербией, но посреди густого леса — помехи обеспечены. А вот если населенный пункт расположен высоко на холме, то почти наверняка там будет хороший прием. Даже если Сербия и не близко.

Главная проблема именно в том, чтобы настроить приемник. Понять, о чем говорят дикторы-сербы, любой хорват может без проблем. Представители обеих национальностей говорят на одном языке. И по данным опроса, проведенного Журавской, хорваты совсем не гнушаются сербских радиостанций.

Она доказывает на цифрах — межэтническим отношениям эта привычка на пользу не идет. Например, в деревнях, где можно без особого труда поймать сербские радиостанции, в два раза чаще встречаются граффити, призывающие к расправе над сербами. Никаких чудес тут нет. Даже вполне корректные программы соседей нет да и напомнят бывшим противникам о недавней войне. Что тут говорить о политизированных передачах?

Наблюдать за тем, как радиопередачи превращают людей в националистов, можно не выходя из лаборатории. Журавская и ее коллеги провели простой эксперимент. В нем участвовали 80 студентов из Хорватии. Сначала исследователи дали им послушать небольшую нарезку из радиопередач. Одним студентам достались записи хорватских радиостанций, а другим — сербских. Перед тем как отпустить подопытных домой, ученые задали им несколько вопросов. Среди них был один провокационный. Экономисты интересовались, с представителями каких национальностей студенты ни за что бы не хотели вместе работать. С венграми? А может быть, с боснийцами? Или вдруг с сербами?

«Радиослушатели» отвечали на этот вопрос по-разному. Но в их поведении была одна закономерность. Студенты, которым досталась нарезка из хорватских радиопередач, были в отношении сербов сама политкорректность. А те, кто слушал сербские программы, не постеснялись признаться в своем национализме. Особенно плохо на студентов действовали передачи государственной телерадиокомпании Сербии — RTS.

Радиопередачи отбивают у людей толерантность

*Участники эксперимента отвечали на вопрос: "с представителями какой национальности вы бы хотели и не хотели работать?". Голоса, отданные против каждой нации, записывались в виде единиц. А голоса в поддержку — в виде нулей. Индекс нетерпимости — среднее арифметическое этих оценок.
Источник: Stefano DellaVigna et al. Unintended media effects in conflict environment: Serbian radio and Croatian nationalism (2011)
материалы
Чаще всего узнают новости по ТВ 63% опрошенных (на 24 п.п. меньше, чем в 2010 г.), сайты служат источником информации для 45% россиян (рост на 32 п.п.), соцсети – для 23% (рост на 19 п.п.). Допускают, что откажутся от ТВ в пользу других источников информации, 25% участников опроса, 56% это исключают
Собираются смотреть телеобращение президента 78%, не собираются – 17% россиян. 55% участников опроса (среди самых старших – 69%) говорят, что им важно, что скажет президент в новогоднем телеобращении к гражданам. Для 26% (среди молодых – для 43%) это не очень важно
Половина россиян оценивают уровень профессионализма большинства российских журналистов как высокий, 30% считают его низким. 45% опрошенных полагают, что журналисты объективны в освещении событий в стране, 42% наших сограждан убеждены в обратном
Все меньше россиян говорят, что основным источником новостей для них является телевидение: за три года доля таких ответов снизилась на 17 пунктов. На 9 п.п. выросла доля называющих главным источником информации новостные сайты, на 12 п.п. – блоги и соцсети
Президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон комментирует волну публикаций, приписывающих ФОМу авторство исследования, которое он в действительности не проводил
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют