Выборы президента: электоральные рейтинги и текущие прогнозы

Меняется ли предвыборный ландшафт?

02 Февраля 2012

Рейтинг кандидата – это доля выражающих намерение проголосовать за него. Текущий прогноз строится с учетом рейтинга и ответов на другие вопросы о политических предпочтениях. Рейтинг приводится в процентах от всех опрошенных, прогноз – от числа тех, кто, согласно расчетной модели, пойдет голосовать.

Скачать таблицу
Рейтинг
Текущий прогноз
Источник: Опрос «ФОМнибус», 64 субъекта РФ, 204 населенных пункта, 3000 респондентов

Электоральный рейтинг кандидата – это доля респондентов, заявляющих, что они проголосуют за него, если придут на выборы. Рейтинг считается от всех участников опроса и обычно бывает ниже, чем результат кандидата на выборах, который считается в процентах от участников голосования. Соотношение рейтингов дает определенное представление о популярности кандидатов, но не позволяет судить о том, как распределятся голоса на выборах. А чтобы судить об этом, надо по возможности правильно ответить на три вопроса:

  • Как распределятся голоса тех, кто пока не определился, затрудняется назвать «своего» кандидата»?
  • Какой будет явка и насколько дисциплинированными окажутся в день выборов сторонники каждого из кандидатов (а они никогда не бывают дисциплинированными в равной мере)?
  • Какая часть респондентов лукавит в ходе опросов, скрывая свои действительные электоральные намерения и давая «социально одобряемый» ответ (чаще всего – о намерении поддержать фаворита), и как в действительности они себя поведут?

К решению этих задач приближается текущий прогноз. Он считается от числа тех, кто, согласно принятой модели расчетов (а не декларациям респондентов), придет на избирательные участки, и, в отличие от рейтинга, дает представление о возможном распределении голосов на выборах. Данный показатель учитывает, наряду с электоральными рейтингами кандидатов, ответы респондентов на ряд вспомогательных вопросов. А именно:

  • к каким кандидатам респонденты относятся положительно, а к каким – отрицательно (так называемые «мягкие рейтинги»);
  • допускают ли респонденты для себя возможность голосования за того или иного кандидата «в принципе» («электоральный потенциал кандидатов»);
  • предвыборная агитация каких кандидатов респондентам нравится, а каких – не нравится;
  • допускают ли респонденты, уже сделавшие выбор, возможность пересмотра своего решения;
  • из каких кандидатов те, кто еще не определился в своих предпочтениях, предполагают выбирать;
  • собираются ли респонденты участвовать в выборах и насколько твердо их решение об участии.

Распределения ответов на все эти вопросы публикуются на сайте ФОМ – в отличие от технической информации: алгоритмов расчета текущего прогноза и поправочных коэффициентов, призванных нейтрализовать фактор лукавства респондентов.

Но и текущий прогноз не является еще прогнозом в полном смысле слова – то есть ответственным предположением ФОМ о том, что результаты голосования будут, по нашему мнению, именно такими. По сути, это электоральный расчет, который интегрирует всю совокупность необходимой для прогнозирования информации, извлеченной из конкретного опроса – «моментального снимка» политических настроений. Но ни прошлое, ни будущее ему неведомо: не учитывая динамику этих постоянно меняющихся настроений, текущий прогноз фактически отвечает на вопрос о том, как распределились бы голоса, если бы выборы состоялись в момент проведения опроса, – и начинает устаревать уже к моменту публикации.

Динамика политических настроений может быть в известной мере реконструирована и предугадана на основе сопоставления ряда текущих прогнозов, а также анализа предвыборной ситуации. Результатом этой работы становятся уже собственно прогнозы результатов выборов (предварительный и итоговый). Но их время еще не пришло.

Теги: Выборы
материалы
ФОМ провёл опрос на выходе с избирательных участков – exit-poll. Каждому его участнику задали вопрос «За какого кандидата на выборах Президента Российской Федерации Вы проголосовали?»
Знают или что-то слышали о президентском послании Федеральному собранию 76% россиян. Смотрели выступление В. Путина 60% опрошенных, из них 40% – целиком, 20% – частично
Расчет результатов президентских выборов: явка и результаты голосования
Как изменился уровень информированности респондентов о дате проведения выборов президента России и сколько россиян собираются принять участие в выборах
Об интервью Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону знают большинство участников опроса (75%), 25% респондентов слышат об этом впервые. Четверть опрошенных смотрели или читали интервью целиком, 39% – только отдельные части и фрагменты в СМИ, 11% россиян интервью не смотрели
Комментарии
Добавить комментарий
Посмотреть все комментарии (27)

dm

02 Марта 2012, 08:54

Уважаемые социологи и статисты ФОМ, Вот если рейтинг каждого из кандидатов указывается в % это подразумевает что он в % от 100%. А сумма 51+9+6+4+2+8+17=97 (?) это как? И потом какая погрешность Ваших опросов? Ответить
 

Дмитрий Косолапов

02 Марта 2012, 10:19

Дорогу не молодым, а ОПЫТНЫМ, ЗНАЮЩИМ,но не таким, как ДАМ. ВВП получше, но стране нужен опытный лидер. Но всё равно рейтин ДАМ, ЕдРа, ВВП притянут за уши ЦИКом("волшебник" Чуров), Кремлем и всей его сворой Ответить
 

Дмитрий Косолапов

02 Марта 2012, 10:22

ВВП всё равно пройдет, как прошла ЕдРо, ДАМ, Ельцин и вся кремлевская свора. Чуров-марионетка. Чтобы усидеть на своем кресле, он будет делать то, что ему скажут из Кремля. Но на выборы сходите и проголосуйте, но не портите бюллетени. За конкретного кандидата. Лично я за Прохорова. Ответить
 

Дмитрий Косолапов

02 Марта 2012, 10:24

@pred
А Вы откуда занете? Вас никто спрашивать не будет. Путин просто "пройдет". Как и ЕдРо, ДАМ. Вспомните "главного волшебника РФ". Ну, вы знаете... Ответить
 

Guest

02 Марта 2012, 16:42

@dm
Мы даем округленные значения. Значения с десятыми такие:50,7+9,3+6,3+4,3+2,4+8,3+17,4=98,7
И еще 1,2% говорят, что испортят бюллетень.
Все эти данные есть в таблице (кнопка "Данные по группам").
Этот вопрос задавался 3000 человек. Погрешность при такой выборке - 2,5%. Ответить
+1