Потребительское поведение в условиях кризиса

Какая стратегия больше распространена в кризис: экономить или искать дополнительный заработок?

07 Июля 2015

Основная статья продуктовой экономии – мясо и птица (экономят на этих продуктах 29% россиян), а также сыр с колбасой (23%) и рыба (21%). Среди непродовольственных товаров и услуг люди чаще всего сокращают траты на одежду и обувь (об этом сообщили 27% респондентов), также они экономят на развлечениях (17%) и косметике (16%). В целом реагируют на рост цен прежде всего экономией 51% россиян, думают в такой ситуации в первую очередь о дополнительных заработках 39% опрошенных.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

За последние три месяца изменилось ли что-нибудь в том, как вы обычно покупаете продукты питания, или нет? И если изменилось, то что именно? Выберите не более пяти вариантов.

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, не более пяти ответов
  23 ноября 2014 15 марта 2015 21 июня 2015
Покупаю продукты более дешевых марок 28 39 40
Покупаю меньше продуктов 20 29 30
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 22 31 30
Реже хожу за продуктами питания 11 15 13
Чаще хожу за продуктами питания 1 2 2
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 1 2 1
Покупаю больше продуктов 1 1 1
Другое 1 1 1
Покупаю продукты более дорогих марок <1 <1 <1
Ничего не изменилось 49 31 35
Затрудняюсь ответить 2 2 2
  Население   в целом Денег не хватает на питание На питание хватает, на одежду – нет На одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет На бытовую технику хватает, на автомобиль – нет На автомобиль хватает
Покупаю продукты более дешевых марок 40 61 48 38 26 17
Покупаю меньше продуктов 30 55 40 25 19 16
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 30 43 37 28 22 17
Реже хожу за продуктами питания 13 27 17 10 6 12
Чаще хожу за продуктами питания 2 3 3 1 1 4
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 1 4 1 1 1 0
Покупаю больше продуктов 1 0 1 1 1 3
Покупаю продукты более дорогих марок <1 0 <1 <1 0 1
Другое 1 1 1 1 1 0
Ничего не изменилось 35 16 24 38 49 51
Затрудняюсь ответить 2 1 2 1 2 5

Люди по-разному реагируют на рост цен. Одни думают, в первую очередь, о том, как сэкономить, сократить потребление. Другие думают о дополнительном заработке. А вы относитесь скорее к первым или ко вторым?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

В последние полгода вы (ваша семья) стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно продуктах питания вы (ваша семья) стали больше экономить?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на продуктах питания, – отвечали 50% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015
Мясо, птица 32 28 29
Сыр, колбасы 30 26 23
Рыба, морепродукты 25 20 21
Фрукты 27 23 19
Кондитерские изделия 17 14 17
Соки, воды, газированные напитки 12 11 11
Овощи 13 11 10
Алкогольные напитки 7 8 9
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт) 12 9 8
Чай, кофе 7 4 6
Яйца 11 9 5
Крупы, макаронные изделия 4 3 3
Сахар, соль 6 4 3
Хлеб и хлебобулочные изделия 3 3 3
Растительное масло 4 2 2
Другое 0 1 1
Стали больше экономить на всех продуктах питания 7 6 8
Затрудняюсь ответить 1 1 1
  Население   в целом Денег не хватает на питание На питание хватает, на одежду – нет На одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет На бытовую технику хватает, на автомобиль – нет На автомобиль хватает
Мясо, птица 29 52 37 27 15 12
Сыр, колбасы 23 41 27 22 14 14
Рыба, морепродукты 21 40 23 18 15 10
Фрукты 19 34 24 18 12 5
Кондитерские изделия 17 33 22 14 10 9
Соки, воды, газированные напитки 11 21 12 10 5 8
Овощи 10 20 11 9 5 5
Алкогольные напитки 9 14 9 10 7 9
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт и т.п.) 8 22 9 7 3 6
Чай, кофе 6 18 6 5 4 5
Яйца 5 7 4 5 4 1
Крупы, макаронные изделия 3 7 5 3 <1 1
Сахар, соль 3 5 3 3 3 3
Хлеб и хлебобулочные изделия 3 5 2 3 2 6
Растительное масло 2 3 3 2 1 3
Другое 1 1 1 <1 <1 1
Стали больше экономить на всех продуктах питания 8 12 14 6 1 3
Затрудняюсь ответить 1 1 1 1 1 4

А на непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) в последние полгода стали экономить больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) стали экономить больше?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на непродовольственных товарах и услугах, – отвечали 50% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015
Одежда и обувь 26 24 27
Развлечения, досуг (музеи, театры, кинотеатры) 16 14 17
Парфюмерно-косметические товары 13 14 16
Услуги кафе, ресторанов 12 10 16
Туристические услуги, путешествия 12 10 14
Электроника, бытовая техника 16 9 11
Бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье, и т.д.) 10 8 11
Табак, сигареты 8 6 8
Лекарства, медикаменты 12 6 7
Коммунальные услуги (газ, свет, вода и т.п.) 8 6 5
Медицинские услуги 7 4 5
Транспортные услуги 6 4 4
Интернет, услуги сотовой связи 5 3 4
Бензин 7 4 4
Образовательные услуги 2 2 1
Другое 1 <1 1
Стал(-а) больше экономить на всем перечисленном 7 6 6
Затрудняюсь ответить <1 <1 1
  Население   в целом Денег не хватает на питание На питание хватает, на одежду – нет На одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет На бытовую технику хватает, на автомобиль – нет На автомобиль хватает
Одежда и обувь 27 33 36 24 19 13
Развлечения, досуг (музеи, театры, кинотеатры) 17 22 18 17 15 9
Парфюмерно-косметические товары 16 27 17 16 11 5
Услуги кафе, ресторанов 16 22 15 16 17 8
Туристические услуги, путешествия 14 18 14 13 14 13
Электроника, бытовая техника 11 15 13 11 8 6
Бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье и т.д.) 11 22 12 11 3 1
Табак, сигареты 8 10 11 7 6 1
Лекарства, медикаменты 7 9 10 7 3 3
Коммунальные услуги (газ, свет, вода и т.п.) 5 7 8 4 6 0
Медицинские услуги 5 10 7 3 2 3
Транспортные услуги 4 9 5 4 1 0
Интернет, услуги сотовой связи 4 9 5 4 2 0
Бензин 4 3 5 4 3 4
Образовательные услуги 1 3 2 1 1 0
Другое 1 1 1 <1 <1 0
Стали больше экономить на всех непродовольственных товарах и услугах 6 12 10 4 3 4
Затрудняюсь ответить 1 2 0 1 0 3
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 21 июня 2015. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По заказу ООО инФОМ
материалы
За последние два-три месяца 10% россиян заметили улучшение своего материального положения, 20% отметили его ухудшение. Большинство опрошенных (69%) не почувствовали значительных изменений
ФОМ провел опрос об изменении состояния экономики в ближайшие месяцы. Он выяснил, как люди оценивают динамику цен на товары и услуги, стоимость жилья и нефти, уровень доходов, безработицы и курс рубля
Четверть респондентов оценивают сейчас свое финансовое состояние как хорошее (среди молодежи – 43%), 56% опрошенных считают его средним, а 17% – плохим
47% россиян считают, что в России созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, 24% придерживаются противоположного мнения. Треть опрошенных отметили, что за последние годы условия для предпринимателей улучшились, 24% считают, что они стали хуже, 7% не видят никаких изменений
Курс рубля

29 Июля

За курсом рубля следят 27% граждан, 72% – не следят. 24% участников опроса считают, что в ближайшее время рубль укрепится по отношению к другим валютам, 14% полагают, что он ослабнет, 26% думают, что останется на прежнем уровне
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют