Панельное исследование траекторий в образовании и профессии

Жизнь общества в современных условиях стремительно меняется практически по всем направлениям. Меняются подходы к получению образования, трансформируются отношения на рынке труда, активно пересматривается понятие «семья».

В подобных нестабильных условиях формируется новое поколение: определяются его жизненные траектории с определенными приоритетами и системой ценностей. Выявление и анализ подобных типичных траекторий поколения – ключ к ответу на вопросы: «Кто они? Чего они хотят? К чему будут стремиться?»

Решить эту нетривиальную задачу можно с помощью лонгитюдных исследований – когда одна и та же группа людей изучается на протяжении определенного периода времени.

НИУ ВШЭ совместно с ФОМ реализуют лонгитюдные исследования двух целевых групп: школьников и студентов российских вузов.


Подробнее о проектах, который осуществляют совместно НИУ ВШЭ и ФОМ, можно узнать по ссылке: https://trec.hse.ru

Вопросы об исследовании можно задать по электронной почте: hse@fom.ru

Коллаж: ФОМ-МЕДИА

В 2009 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» провел в Ярославской области и Республике Татарстан опрос студентов вузов. Тогда в исследовании приняли участие 3400 четверокурсников, и вот спустя три года эти же юноши и девушки вновь стали участниками опроса. За это время они закончили вуз, вышли на рынок труда, многие из них вступили в брак. Что же изменилось за эти годы? Каковы их сегодняшние ожидания, надежды, настроения?

Цель исследования – изучение ключевых факторов, влияющих на положение молодых людей в переходные моменты их биографии: в процессе выбора дальнейшего образования, работы, жизненных стратегий.



Коллаж: ФОМ-МЕДИА

Исследование учащихся и выпускников московских школ является частью масштабного панельного лонгитюдного проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий».

Цель исследования – изучение жизненных траекторий, которые московские школьники выберут для себя в образовании, работе, семье.

Исследование стартовало в 2012 году, когда участники учились в девятом классе и стояли перед первым выбором: остаться в школе до конца 11 класса или уйти учиться в колледж, техникум или училище. Тогда было опрошено более 5000 школьников. Сейчас запускается вторая волна исследования, которая позволит получить первые лонгитюдные данные и ответить на вопросы о факторах, влияющих на изменения в жизни респондентов.



Коллаж: ФОМ-МЕДИА

По данным Росстата, в Москве насчитывается более миллиона студентов. Как они выбирали вуз, специальность? Нравится ли им учиться? Чем они планируют заниматься в будущем?

Исследование московских студентов стартовало три года назад, в 2010–2011 учебном году. В нём приняли участие 2000 человек, учившихся тогда на первых курсах московских вузов. Среди них были студенты МГУ, МАИ, МГЛУ, АНХ, РУДН и других высших учебных заведений.

Три года спустя мы проводим вторую волну опроса, чтобы узнать, какие изменения произошли в жизни молодых людей за это время.

Цель исследования – понять, как развиваются образовательные траектории студентов, как меняются их планы за время учебы в вузе, каковы причины прерывания образования, смены учебного заведения или направления обучения и т. п.


Подробнее о проекте, который осуществляют совместно НИУ ВШЭ и ФОМ, можно узнать по ссылке: https://trec.hse.ru

Вопросы об исследовании можно задать по электронной почте: hse@fom.ru

Коллаж: ФОМ-МЕДИА

Самое масштабное исследование в рамках проекта по изучению траекторий в образовании и профессии – опрос выпускников школ в 42 регионах страны.

Цель исследования – комплексное изучение жизненных путей молодых людей, их образовательные, трудовые и семейные траектории.

Первая волна исследования проводилась в 2012 году среди учащихся девятых классов, было опрошено почти четыре тысячи респондентов.

Уникальность проекта в том, что респонденты одновременно являются участниками двух крупнейших международных сравнительных исследований: TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study – международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования) и PISA (Programme for International Student Assessment – программа по оценке образовательных достижений учащихся). Это дает обширный материал для анализа влияния знаний и компетенций школьников, образовательной среды, социально-экономических и культурных факторов на формирование будущих образовательных и трудовых траекторий юношей и девушек.

Проведено несколько волн исследования. С момента первого опроса в жизни ребят произошли важные изменения: кто-то учится, кто-то завершил образование и вышел на работу. В ходе следующих волн мы узнаем, как развиваются жизненные пути молодых людей.




Коллаж: ФОМ-МЕДИА

В 2013/2014 учебном году стартовало исследование московских школьников. В ряду работ, объединенных задачей изучения жизненных траекторий, этот проект выделяется, прежде всего, объектом исследования: в первой волне опроса приняли участие более 4000 детей 10–11 лет, закончивших начальную школу и перешедших в среднюю. Также были опрошены их родители и классные руководители.

Цель исследования – зафиксировать ранние свидетельства об опыте воспитания и образования поколения, которое ещё только вступает во взрослую жизнь, и изучить, каким образом этот опыт отражается на дальнейших жизненных траекториях детей. Большое внимание было уделено тому, как окружающая школьная, семейная среда и организация свободного времени обуславливают интересы ребенка, его успехи в учёбе. Но главное, что удалось узнать, – кем дети видят себя в пока ещё такой далекой взрослой жизни, какими они себя представляют.



Коллаж: ФОМ-МЕДИА

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» с 2009 года проводит масштабный проект: мониторинг образовательных и профессиональных траекторий молодежи в разных регионах России.

Цель исследования – изучить факторы, влияющие на формирование жизненных траекторий выпускников школ в сфере образования, карьеры, семьи.

Ярославская область и Татарстан были одними из первых регионов, где начали исследовать жизненные планы школьников. В 2009 году в каждом регионе были опрошены по 2000 учащихся 9-х классов. А два года спустя эти же респонденты, уже 11-классники или студенты учреждений начального или среднего профессионального образования, снова приняли участие в исследовании.

Промежуточные результаты проекта активно обсуждались на образовательных форумах, а статьи об исследовании опубликованы в ведущих российских научных журналах.



О проекте в СМИ

Московские школьники будут жить под присмотром социологов (www.mk.ru)

Столичные девятиклассники имеют все шансы войти в родную историю. Социологи Высшей школы экономики и фонда «Общественное мнение» осуществляют масштабное исследование по изучению жизненных путей столичных школьников. Ученые намерены наблюдать за участниками эксперимента в течение многих лет. Ключевая цель проекта — «изучить типичные траектории юных москвичей в пространстве образования и профессии», определить их умонастроения и проследить, смогут ли они воплотить в жизнь свои планы.

Девятиклассники помогут определить эффективность реформы образования (mn.ru)

Жизнь четырех тысяч московских школьников на протяжении нескольких лет будут изучать социологи Высшей школы экономики и фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Заказчиком исследования стал московский департамент образования. Почему социологов интересуют именно девятиклассники и какую информацию дадут многолетние исследования, «МН» рассказали руководитель проекта со стороны ВШЭ Дмитрий Куракин и координатор проекта в ФОМ Лидия Лебедева.

Ярославцы помогут создать портрет молодого поколения (yarreg.ru)

Какие пути развития и становления выбирают для себя современные молодые россияне и что влияет на этот выбор, решили узнать в национальном университете «Высшая школа экономики».