Инновации
Основой совместной деятельности является общий язык. До сих пор никто не озаботился сформулировать разумные и понятные суждения об инновациях и о многочисленных аспектах инновационных процессов. Кто же те «умники», способные предложить такой «язык инноваций», который примут и на котором заговорят практические деятели инноваций? Таковых в природе нет: языки растут не «сверху от ума», а «снизу от разума» и здравого смысла тех, кто «по жизни» варятся в котле инноваций и уже говорят между собой на темы инноваций и даже иногда понимают друг друга. Иными словами, язык инноваций уже есть! Но не было книги об этом языке. Теперь и эта проблема решена!

Участники массового опроса довольно широко определяют понятие «инновации». Больше всего распространено поверхностное толкование – это просто нечто новое, связанное с прогрессом и улучшающее жизнь людей. Впрочем, довольно значительная часть россиян дают более точное определение, понимают инновации как «внедрение новых веяний». Отметим, что инновации в ходе массового опроса почти не рассматриваются в контексте бизнес-процессов, а являются исключительно прерогативой государства.

Участники краудсорсингового проекта, «народные эксперты» так или иначе вовлечены в процесс создания и распространения инноваций. К тому же формат выступления или дискуссии на интернет-площадке позволяет высказываться обстоятельнее, чем формат массового опроса. «Народные эксперты» раскрывают смысл понятия более полно:


  • инновации необходимы для развития общества, они вносят вклад в прогресс;
  • инновации – это сложный процесс воплощения новых идей;
  • для того чтобы инновации имели коммерческий успех, необходимы отлаженные бизнес-технологии.

Прямые вопросы с просьбой нарисовать портрет инноватора в ходе массового опроса не задавались. По ответам на другие вопросы анкеты можно судить, что к инноваторам относят людей из высокоресурсных групп – в представлении россиян, они хорошо образованы, социально активны: общительны, доверяют окружающим, стремятся помогать другим. Они интересуются новыми тенденциями, стремятся расширять сферу своей компетенции и общий кругозор.

Участники краудсорсингового проекта приводят имена инноваторов. В основном это западные, японские и китайские ученые и бизнесмены. Если обобщить мнения «народных экспертов», то инноватор – это «человек будущего», который воплощает в жизнь свои идеи по совершенствованию мира.

«Народные эксперты» полагают, что на пути успешного внедрения инноваций в России стоят препятствия двух типов.


  • Институциональные: несовершенство законодательства, неэффективность и избыточность государственной бюрократии, коррупция и пр.
  • Социокультурные: комплекс традиций и стереотипов, предопределяющий и пренебрежение «простыми инновациями», которые улучшают повседневную жизнь людей, и взаимное недоверие изобретателей и специалистов по маркетингу, и неразвитость культуры коллективного интеллектуального труда, и т. д.

Бренд «Сколково», благодаря широкому освещению в СМИ, довольно хорошо известен. В массовом сознании проект семантически представлен прежде всего тремя понятиями: «инновация», «наука», «центр».

Наиболее распространенные в массовом сознании представления о данном проекте образуют, судя по высказываниям участников опроса, некий континуум смыслов.

На одном полюсе – интерпретации, выстроенные по аналогии с чем-то известным из прошлого отечественного опыта: «Сколково» воспринимается как центр, призванный стимулировать прогресс фундаментальной науки, обеспечить воспроизводство научного сообщества посредством привлечения талантливой молодежи и т. д. (модель «наукограда», Академгородка).

На другом полюсе – наиболее адекватные трактовки, в которых «Сколково» предстает уникальным для нашей страны проектом, ориентированным в первую очередь на операционализацию научных знаний, на создание и коммерциализацию конкурентоспособных технологий.

«Народные эксперты» в большей степени, чем участники массового опроса, склонны подчеркивать управленческие и институциональные аспекты проекта «Сколково», а также обращать внимание на международный контекст данного проекта.

При довольно благоприятном отношении граждан к проекту «Сколково» – необходимость инновационного прорыва сомнению не подвергается – присутствует и скептицизм в отношении его перспектив. Причем у «народных экспертов» он встречается чаще и проявляется отчетливее, чем у прочих граждан.

1. Басилян Армина Артуровна, г. Улан-Удэ
2. Козоченко Алексей Александрович, г. Омск
3. Власенков Дмитрий Владимирович, г. Краснодар
4. Подольский Владимир Эдуардович, г. Красногорск
5. Зиганурова Саида Дамировна, г. Москва
6. Доманов Алексей Олегович, г. Москва
7. Орлов Ярослав Алексеевич, г. Москва
8. Ушкин Сергей Геннадьевич, г. Саранск
9. Тарасов Никита Андреевич, г. Тюмень
10. Цих Татьяна Александровна, г. Новочеркасск
11. Колоколова Виктория Ивановна, г. Краснодар

Кочерга Ольга, г. Ставрополь, президент НП Институт конъюнктурного образования
Наибольшая активность в разделах «Какие бывают Иннограды?», «Кто как понимает инновации?»

Зинько Даниил Викторович, г. Санкт-Петербург, магистр СПбГПУ
Наибольшая активность в разделах «Что отличает страны с успешными инновациями?», «Барьеры на пути инноваций в России»

Фокс Владимир, г. Санкт-Петербург, аспирант, СпбГТУ
Наибольшая активность в разделах «Каким должен быть хороший Инноград?», «Направления модернизации России»

Коновалов Владимир Михайлович, г. Москва, ген. директор ООО «ИнноЦентр.Ру»
Наибольшая активность в разделах «Что такое инновации?», «Кто как понимает инновации?»

Безденежных Владимир Николаевич, г. Нижний Новгород, научный сотрудник
Наибольшая активность в разделах «Направления модернизации», «Состояние инноваций в России»

Трофимов Игнат Федорович, г. Абакан, пенсионер
Наибольшая активность в разделах «Направления модернизации России», «Примеры несостоявшихся инноваций»

Шихлинский Эльданиз, г. Москва, Компания Emerging Capital Venture Partners, партнёр
Наибольшая активность «Поддержка инноваций», «Направления модернизации России»

Тамберг Владимир Вернерович, г. Санкт-Петербург, бюро «Тамберг & Бадьин», партнер
Наибольшая активность «Примеры инноваций»