Инновации: обыденные интерпретации и версии «народных экспертов»

10 Июня 2013

Участники массового опроса довольно широко определяют понятие «инновации». Больше всего распространено поверхностное толкование – это просто нечто новое, связанное с прогрессом и улучшающее жизнь людей.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения старше 18 лет. Респонденты – жители 100 городских и сельских населенных пунктов из 43 субъектов РФ. В опросе участвовали 1500 человек. Вопросы задавались в ходе интервью по месту жительства респондентов.
Всероссийский опрос населения. Объем выборки – 7500 респондентов. Срок проведения опроса: 5–18 августа 2011 года.

Толковать термины, уточнять и дополнять их можно бесконечно, и этот процесс распознавания смыслов важен для развития знания. Инноватика как отдельная область имеет множество определений инновации. Приведем здесь только один из суммарных подходов – компиляционный документ экспертов ГУ–ВШЭ и Организации экономического сотрудничества и развития (OECD):

«…для целей Инновационной стратегии ОЭСР было решено определять понятие "инновации" в соответствии с "Руководством Осло", описывающим четыре типа инноваций – продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные:

  • продуктовая инновация – новый или значительно улучшенный продукт (товар или услуга), включая существенные усовершенствования технических характеристик, компонентов и материалов, программного обеспечения, используемого в продукте, или других функциональных характеристик;
  • процессная инновация – новый или значительно улучшенный метод производства или поставки, включая существенные изменения в методах, оборудовании и / или программном обеспечении;
  • маркетинговая инновация – новый метод маркетинга (вывода товара на рынок), включающий значительные изменения в дизайне товара или в его упаковке, продвижении или ценообразовании;
  • организационная инновация – новый организационный метод в предпринимательской практике, в организации рабочих мест или внешних связях»[1].

Участники краудсорсингового проекта также ссылались на известное определение «Руководства Осло» – общепризнанного справочного и методологического издания в области инноваций: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».

Однако представления об инновациях, которые удалось зафиксировать в результате общероссийского опроса, далеки от подобных экспертных заключений. Рассмотрим их подробнее.

Инновации: обыденные представления

Обыденные дефиниции в сравнении с экспертными заключениями имеют свои особенности. Интерпретации тех или иных понятий в массовом сознании обычно довольно схематичны, эмоционально и ценностно окрашены, завязаны на актуальные события. Однако учитывать повседневные представления об инновациях при создании институтов развития и PR-кампаний, безусловно, необходимо.

Участникам репрезентативного общероссийского опроса (7500 респондентов) было предложено ответить на следующий открытый вопрос:

Как вы понимаете слово «инновации»? Что оно означает, по вашему мнению?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос

Источник: Всероссийский опрос населения, 5–18 августа 2011

Слово «инновация» для «обычных людей», далеких от теории и практики инноваций, явно является чужим, редкоупотребимым. Поскольку активное употребление термина имеет очень короткую историю (ориентировочно оно вошло в лексикон в последней трети XX века), при толковании понятия обыденное сознание, как правило, обращается к более привычным словам: «новшества», «нововведения», «новаторство». Чаще всего респонденты дают ответы такого рода: «что-то новое, разработанное, улучшенное»; «что-то суперновое»; «какие-то нововведения»; «какие-то новинки». Заметим, что толковые словари и уважаемая участниками краудсорсингового проекта Википедия также трактуют этот термин через близкие по смыслу слова.

В обыденных интерпретациях термина «инновация» почти не встречаются яркие ассоциации. Сухие, не образные ответы указывают на то, что это слово относят к научной или экономической сфере. Для рядового россиянина оно является формальным, лишенным эмоциональной насыщенности и образности. Не встречаются в ответах респондентов архетипы и явные стереотипы, что также говорит о чужеродности термина.

Данные опроса показывают, что «люди с улицы» практически не соотносят обсуждаемое понятие с собственной жизнью. Респонденты упоминают мир науки, политики, экономики, однако не говорят об инновациях в контексте своих житейских проблем и событий. Если и говорится о влиянии инноваций на жизнь людей, то только в самом общем виде: «изменения к новому в жизни людей»; «новинки, улучшающие жизнь».

Инновации оказываются в представлениях среднего россиянина важными для государства, но далекими от сферы их личных интересов и соответственно личной ответственности. Тем самым наши респонденты выступают в роли банальных потребителей инноваций, но не претендуют на роль их создателей и распространителей.

Важно, что редко инновации связываются с конкретными людьми: лишь единицы ассоциируют их с Д. Медведевым, А. Чубайсом, В. Путиным.

Для тех, кто не видит негатива в модернизации, инновации связаны с будущим, причем это именно светлое будущее. Инновации для обывателя – это позитивные изменения, поскольку они приводят к развитию, прогрессу: «прогресс в развитии государства»; «инновация – это нововведения, развитие общества, ускорение прогресса»; «нововведения, способствующие развитию общества»; «инновации способствуют развитию нового общества».

Поскольку «инновация» увязывается с развитием и прогрессом, можно утверждать, что массовым сознанием это слово воспринимается как своего рода «благое пожелание человечеству», как нечто, что обязательно должно присутствовать в жизни общества. Заметим, что из ответов россиян на этот и другие вопросы явно и не явно следует, что инновации нужны для ликвидации отставания России и процветания нашего общества. Так, например, 39% россиян полагают, что в стране плохо обстоят дела с разработкой и внедрением инноваций (противоположного мнения придерживаются 28%).

Инновации – это нововведения в производстве, в экономике, в социальной сфере. Они способствуют развитию общества, ускорению прогресса. Как, на ваш взгляд, обстоят дела с разработкой и внедрением инноваций в России – хорошо или плохо?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Источник: опрос «ФОМнибус», 18 ноября 2012

Лишь косвенно в массовых интерпретациях присутствует указание на то, что инновации – это сложный управленческий процесс. Для респондентов не очевидно, что инновации – это не только нечто зависящее от действий государства, но и то, что требует постоянного разумного менеджмента.

Единицы говорят о том, что инновации связаны с финансовой и предпринимательской сферой («вложения финансовые»; «вложения в основные средства»; «инвестиции»; «новые денежные вложения»; «вклад денег в новое»; «вкладывание денег в различные проекты, разработки»).

В обыденных дефинициях встречается, хотя и редко, указание на пустоту этого понятия: «модное слово, не имеющее под собой оснований»; «лапша на уши»; «всё обман»; «всё это несерьезно, опять очередная мулька по поводу улучшения жизни народа». Некоторые связывают инновации с коррупционными схемами: «ничего хорошего, кроме траты денег»; «болтология, перекачка денег под предлогом инноваций»; «обман населения страны»; «отмывание денег в нашей стране»; «бандитизм, грабеж находящихся у власти».

Более трети участников общероссийского опроса (34%) не смогли дать определение слову «инновации». Заметим, что два года назад таковых было значительно больше: 55% (опрос 2000 респондентов в мае 2009 г.). Вероятно, сокращение доли «затруднистов» связано с довольно активным освещением темы в СМИ.

Вообще же в ходе массовых опросов просьба определить то или иное понятие – даже, казалось бы, расхожее – часто вызывает затруднения. Так, например, смысл слова «суверенитет» не взялись раскрыть 45% участников массового опроса[2], слова «референдум» – 52% респондентов[3], на вопрос, что такое «мораторий», не ответили 58% россиян[4].

Таким образом, «инновации» в обыденном сознании пока являются слабо укорененной смысловой конструкцией. Отметим наиболее важные черты массового восприятия инноваций:

  • социальным представлениям свойственно фиксирование личной позиции и эмоциональной окрашенности. Слово «инновации» имеет слабо выраженную личностную составляющую. Это говорит об искусственности и неочевидности понятия для рядового человека;
  • практически отсутствуют архетипы или стереотипные образы, связанные с рассматриваемым понятием. Это говорит о том, что для массового сознания оно является скорее смысловым новообразованием, нежели привычным понятием;
  • инновации трактуются по аналогии с понятием «прогресс» – через идею новизны и улучшения жизни людей;
  • инновации в массовом сознании почти не рассматриваются в контексте бизнес-процессов, а связываются исключительно с активностью государства. Видимо, здесь сказывается влияние советского прошлого, где инновации были сферой государственной активности и деятельности ученых, изобретателей. Иными словами, современная российская идеология инноваций, призывающая к повышению роли бизнеса в модернизации, пока не отражается на уровне обыденного сознания;
  • у рядовых респондентов отсутствует понимание того, что инновации – это особый менеджмент, это каждодневная работа, а не минутное вложение средств;
  • нет видения себя в инновационном процессе;
  • нет большой уверенности в том, что государство сейчас может и хочет делать инновации.

Комментарии «народных экспертов» к данным общероссийского опроса

В рамках краудсорсингового проекта его участников просили дать интерпретации данным общероссийских опросов. Приведем наиболее интересные суждения студентов – участников проекта.

«Отношение к инновациям носит неоднозначный и противоречивый характер со стороны российского общества: одни называют это панацеей от всех бед, другие – очередным распилом. Граждане нашей страны не совсем понимают смысл инноваций, в этой связи сложилась разрозненная политика и отсутствие общей национальной сплоченности» (Власенков Дмитрий).

«После знакомства с результатами опроса можно сказать, что люди не совсем понимают, как разделить новации и инновации, поэтому под термином "инновация" они и думают, что это новое. Например, сейчас по ТВ и в магазинах на всех товарах пишут "инновация" или "инновационная формула", хотя на самом деле никакой инновации там нет, а люди-то об этом не знают» (Ярослав Орлов).

«Благодаря диаграммам Фонда Общественное Мнение удалось установить, что большая часть россиян не имеют представлений об инновациях или ложно понимают данный термин. К тому же большая часть российских респондентов, участвующих в социологическом тестировании Фонда Общественное Мнение, показали наихудшие знания об инновациях в России, то есть не смогли дать определение термину "инновации", назвать причины необходимости введения в России инновационных разработок и т. п. Всё это, безусловно, указывает на то, что для абсолютного большинства граждан Российской Федерации вопросы и проблемы инновационного развития не представляются приоритетными» (Козоченко Алексей).

«Наверное, сейчас смело можно утверждать, что теперь у России не две беды, как было принято считать (дураки и дороги), а три: к ним добавились инновации. Слово красивое, заимствованное, и каждый, чтобы показаться умным, вставляет его и по делу, и без дела» (Швец Марина).

Инновации в интерпретациях «народных экспертов»

Участники краудсорсингового проекта, «народные эксперты», рассуждая об инновациях, разумеется, вели дискуссию на более высоком уровне, чем «обычные» люди. Не обошлось без цитат из работ Йозефа Шумпетера, Людвига фон Мизеса, Эндрю Хаггардона («Обратимся к классике!»), документов «Руководства Осло» и, конечно же, из собственных книг и статей (их приводили, например, Виктор Тамберг, Александр Костин, Лариса Малышева[5]).

Но при всем обилии цитат и разноголосице мнений нетрудно выделить и сформулировать некоторые общие представления об инновациях.

Инновации – единственно возможный путь развития страны

«Инновации это – единственный путь обновления и развития страны. Если инноваций мало, то любая экономическая и промышленная модель перестает быть конкурентоспособной и сдает свои рыночные позиции. Инновации способны создать перспективные пути развития практически всех отраслей промышленности» (Владимир Безденежных).

Инновации – это прогресс

«Общий рост мировой экономики обусловлен инновацией. В условиях мирного сосуществования народов ресурс знаний и разработок продолжает расти – а это значит, что производительность и качество жизни продолжает расти и интенсивно (за счет новых технологий), и экстенсивно (за счет увеличения числа людей, создающих интеллектуальную собственность). Инновации – это прогресс человечества и основа социальных и экономических изменений» (Владимир Фокс).

Инновации – воплощенные идеи

Участники проекта часто отмечают, что инновации – это воплощенная идея. Это неслучайно, поскольку среди них есть ученые, менеджеры, предприниматели, понимающие, что идеи требуется не только «родить», но и успешно реализовать на практике.

«На мой взгляд, инновации – это когда человек материализует какую-то идею. Для меня главная задача состоит именно в этом» (Игорь Пивоваров).

«Как представляется, инновация есть результат трансформации идей, исследований, разработок в новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование в практической деятельности людей» (Владимир Коновалов).

Инновации качественно меняют жизнь людей.

Рядовые россияне, отвечая на вопрос о смысле слова «инновации», указывали, что это нечто, призванное улучшить жизнь людей. Участники краудсорсингового проекта тоже обращают на это внимание.

«Инновации – это воплощенные новые идеи, качественно меняющие жизнь людей. Изобретения, усовершенствования, методики, воплощенные в работающий продукт и улучшающие человеческую жизнедеятельность. Технологические инновации оптимизируют и усовершенствуют различные производственные процессы, облегчают работу человека, значительно повышая ее эффективность. Социальные инновации направлены на достижение более высокого уровня жизни людей. Те же цели преследуют и инновации в иных областях: организационные, маркетинговые» (Владимир Безденежных).

Показательно, что «народные эксперты» не просто рассуждают о том, что инновации улучшают жизнь людей. Они более точно определяют вектор инноваций – простота, комфорт, безопасность.

«Инновации делают нашу жизнь проще, удобнее и комфортнее. Экологическая безопасность, минимизация потерь при добыче, производстве – это также важные аспекты, требующие в том числе инновационных решений» (Олег Моржин).

Инновации – готовое к внедрению изобретение, имеющее рыночные перспективы.

Напомним, что обычные россияне почти не говорили о роли предпринимательства в развитии инноваций. Участники краудсорсингового проекта, напротив, часто вели разговор о модернизации в плоскости бизнес-внедрения идей и их монетизации.

«Говорить об инновациях нужно только в контексте предпринимательства, в контексте развития бизнеса. Инновация – это суть внедрённое новшество, но это новшество, применяемое в бизнесе» (Эльданиз Шихлинский).

«Инновация – более совершенный, по сравнению с существующим, способ создания добавленной стоимости» (Евгений Волков).

«Оцените содержательность предшествующего ему по времени (не позднее 2001 г.!) определения Бориса Салтыкова: "Инновация – проданное новшество"» (Михаил Козлов).

«Инновации – это способ превращать знания в деньги. Именно это слышала от отцов РВК и Сколково» (Лариса Паутова).

«Стоит отметить два важных момента. Во-первых, использование союза и / или устанавливает, что инновация в обязательном порядке предполагает реализацию, а вот предшествующие этапы инновационного процесса – разработка, изобретение и проектирование – могут как присутствовать, так и отсутствовать. Во-вторых, определение инновации связывает цель получения финансовой прибыли для компании с созданием новой потребительской ценности» (Михаил Козлов).

«Инновация – это любая интеллектуальная собственность, имеющая рыночные перспективы. Инновация возникает тогда, когда изобретение готово к внедрению. Россия – это страна Левшей, изобретателей, но множество изобретений не воплотилось в продукты, услуги, технологии. Инновация возникает в момент, когда найден способ воплощения изобретения в относительно массовый рыночный продукт» (Владимир Фокс).

«Инновации в наше время – не только модное слово в бизнесе, но и насущная необходимость. И это не преувеличение. Рынок меняется так быстро, что зачастую расклад сил можно прогнозировать только на очень короткий срок. Рыночные доли могут перераспределиться в один момент, если конкурент вывел на рынок нечто, что потребитель приобретет более охотно. Потому стоять на месте не просто неразумно, но и невыгодно. Нужно как-то подстраиваться под быстро меняющуюся бизнес-среду и создавать новое или совершенствовать что есть» (Виктор Тамберг).

«На уровне бизнеса инновации – главный источник конкурентных преимуществ, не связанных с коррупцией или ограничением конкуренции. Компании, внедряющие инновации, способны значительно улучшить свои финансовые результаты, повысить свою стоимость» (Дмитрий Лобанов).

Инновации – это признак человека, способ сохранить себя

Если для рядовых россиян, инновации – это скорее сухое, формальное, далекое от их жизни понятие, то участники краудсорсингового проекта понимают инновации как важную часть жизни современного человека.

«Инновации являются характерным признаком человека. Некоторые животные не только способны использовать инструменты для добывания пищи, но и обучают этому других. Качественным отличием человека при этом является способность не только генерировать инновации, но и накапливать их, переводя общество на новые уровни. Инновации увеличивают производительность труда и обеспечивают новые способы самореализации людей, зачастую меняя основы функционирования общества» (Владимир Фокс).

«Если говорить коротко, инновации для нас – это способ сохранить себя на всех уровнях – государственном, корпоративном, персональном» (Дмитрий Лобанов).

«На уровне личности внедрение инноваций расширяет возможности человека для реализации собственного потенциала, делает жизнь более разнообразной и богатой впечатлениями, улучшает психологическое состояние, повышает качество жизни» (Дмитрий Лобанов).

Инновации для некоторых участников проекта – это дело их жизни. Поэтому они привносят в свои рассуждения много личного.

«Инновации на самом деле – это очень просто. Занимайся любимым делом – и люби своих покупателей. И тогда ты легко и непрерывно начнешь создавать удивительные инновации» (Вадим Котельников).


Таким образом, участники краудсорсингового проекта («народные эксперты») как люди, в большей или меньшей степени вовлеченные в инновации, обращают внимание на следующие аспекты этого понятия:

  • необходимость инноваций для развития общества, вклад инноваций в развитие и прогресс;
  • инновации как сложный процесс материализации идеи в проекты;
  • бизнес-технологии в инновациях: инновации должны иметь коммерческий успех;
  • гуманистическая сущность инноваций: они нужны не сами по себе, а для улучшения жизни людей.

Комментарии экспертов

Чепуренко Александр Юльевич

Декан факультета социологии НИУ ВШЭ, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

«Термин «инновации» абстрактно-схоластическое понятие, полезное для философов, но не имеющее в социально-экономическом дискурсе конкретного содержания вне четкой содержательной привязки - напр., в формулировке "инновационное предпринимательство". Подходы к анализу структуры и функций ИП хорошо разработаны в зарубежной теории предпринимательства (Йош Лернер, напр.) и поддаются эмпирической проверке (GEM)».

Бортник Иван Михайлович

Профессор, исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России

«Хватит задавать вопрос, что такое инновации. Тем, кто этим занимается, все известно. А народу ( и это важно) государство должно сказать и отразить в необходимых документах, какие инновации и как оно поддерживает, так как на этом отрезке развития страны они наиболее важны для нее».

Лактионова Галина Михайловна

Доктор педагогических наук, профессор, специалист по инновационному типу мышления

«Инновация – это процесс и результат создания новой ценности, которая за относительно короткое время получит признание».

Гостомельский Алексей

Генеральный директор Центра трансфера технологий РАН и РОСНАНО

«Так как нет большого стимула заниматься инновациями, то результатом является слабенький поток проектов и как следствие не очень звездные портфели венчурных фондов. Исключением является только ИТ и интернет, где рынки высоко конкурентны и глобальны. Что делать?

  1. Менять имиджи предпринимателя, создавать истории успеха.
  2. Поддержка от государства в плане форсайтов и доступа к гос закупкам.Нужны четкие технологические приоритеты с выходом на гос заказ и открытыми конкурсами.
  3. Создание менторских сетей и помощь как на стадии формирования идеи в компанию так и на пост инвестиционной стадии (практически нет примеров)».

материалы
«Народные эксперты» полагают, что на пути успешного внедрения инноваций в России стоят препятствия двух типов: институциональные и социокультурные.
Бренд «Сколково», благодаря широкому освещению в СМИ, довольно хорошо известен. В массовом сознании проект семантически представлен прежде всего тремя понятиями: «инновация», «наука», «центр».
К инноваторам респонденты относят людей из высокоресурсных групп – в представлении россиян, они хорошо образованы, социально активны: общительны, доверяют окружающим, стремятся помогать другим. Они интересуются новыми тенденциями, стремятся расширять сферу своей компетенции и общий кругозор.
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют