Еще несколько лет назад топоним «Сколково» был известен только некоторым жителям Москвы и Подмосковья, а также водителям, проезжавшим соответствующий указатель на Минском шоссе. Первые признаки всероссийской славы этому скромному местечку, расположенному неподалеку от столицы, принесло создание в 2006 году бизнес-школы Сколково, которая была призвана стать первым амбициозным проектом инновационного прорыва новой России. И совсем новый смысл это название получило вместе с президентской инициативой о формировании масштабной площадки для технологических инноваций и социальной модернизации в ближнем Подмосковье. Именно тогда в широкий оборот вошло не только слово «Сколково», но и загадочный термин «инноград». Так, словно подхватывая идеи Татлина, Родченко и Гастева – конструктивистских мечтателей 1920-х гг., – серьезные бизнес-структуры и политическое руководство страны создали центр притяжения будущего на свободных территориях Подмосковья. И если вначале пессимисты доминировали в оценке будущности этого проекта, то сегодня обсуждение настоящего и будущего инновационного центра России происходит в деловом, практическом ключе – так проект становится реальностью.
Наш анализ восприятия иннограда «Сколково» опирается на мнение «народных экспертов», высказавшихся об этом проекте, а также на данные общероссийского опроса с участием 7500 респондентов.
Что знают о Сколково «обычные» люди и «народные эксперты»
В России и в мире есть множества примеров, когда обычная, на первый взгляд, территория становится «местом силы», генерирующим научные открытия, новые технологии и уникальных людей, кажется, прибывших в наше время из далекого будущего. Многие из этих территорий давно стали именами нарицательными, как, например, «Кремниевая долина», «Лос-Аламос» или «Академгородок», поскольку эти примеры разошлись по многочисленным научным исследованиям, учебным пособиям и презентациям, в которых лучшие умы планеты пытаются разобраться, как заурядная географическая точка превращается в источник социальных и технологических прорывов. История и генезис подобных «мест силы» различен, но мистика соприкосновения с будущим присутствует в каждом из них.
«Сколково» претендует на то, чтобы войти в ряд мировых площадок, генерирующих технологические и общественные прорывы. И если пока этот проект не дал собственных лауреатов Нобелевской премии или Стивов Джобсов, то известность имени «Сколково» в России уже довольно высока. Очевидно, что бренд зажил своей собственной жизнью. Знают или что-то слышали о проекте «Сколково» чуть менее половины россиян – 45%. При этом у инновационно-ориентированных россиян уровень известности Сколково еще выше и составляет 63% от числа представителей этой группы.
Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проекте «Сколково»?
на участие в проекте
Понятно, что большинству населения название «Сколково» стало известно благодаря медийной раскрутке. И в этом случае важно понимать, какие ассоциации вызывает у россиян бренд «Сколково», чтобы не возникла ситуация, когда создатели проекта думают, что они проектируют наше будущее, а для рядовых граждан это место связано по преимуществу с пробками на Минском шоссе и подмосковными полями. Наши исследования показали, что медийный образ Сколково сформирован вполне адекватно, и связь с инновационным развитием в сознании респондентов существует. Эта связь проявилась в ответах на открытый вопрос.
Как вы думаете, что такое проект «Сколково», в чeм состоит главная идея проекта, его смысл?
Если мы посмотрим на обыденные представления о ключевой идее Сколково, то семантически в разных вариантах она представлена тремя понятиями – «инновация», «наука», «центр». То есть для обычных россиян Сколково в обобщенном виде воспринимается как «научный центр, в котором «делают инновации». Наряду с этим есть дополнительные ассоциативные цепочки, которые оказались важными при ответе на этот вопрос.
- «Центр», по мнению жителей страны, – это территориально обособленная площадка, где концентрируются ученые, занятые производством инноваций. Другими словами, сама по себе высокая плотность умных и креативных людей на ограниченном пространстве способна дать мощный синергетический эффект, создать роение творческих идей, которые могут быть внедрены. В связи с высокой плотностью талантов как одного из факторов успеха инновационного начинания респонденты вспоминают отечественные и зарубежные аналоги – в первую очередь «Силиконовую долину» и советский наукоград Академгородок.
- «Внедрение» – также то слово, которое нередко встречается в разговоре о Сколково. Среди жителей России есть понимание того, что сами по себе новые открытия и свежие технологические решения останутся в роли диковинок науки, если не будет создано механизмов для их промышленного использования и рыночного применения. Эта грань народного имиджа Сколково чрезвычайно значима, так как отражает уникальность этого проекта в России – когда наука существует не только ради науки или нужд ВПК, а когда ученые, венчурные предприниматели, бизнес ангелы и промышленные гиганты объединяют свои усилия для улучшения качества жизни обычного человека.
- Сколково как заповедник «молодой науки» новой России – также важный элемент ассоциативной цепочки восприятия этого топонима населением. Для россиян Сколково становится новой надеждой на возрождение российской науки, которая будет делаться руками молодых, целеустремленных, патриотичных ученых, способных не только к революционным научным открытиям, но и к практическим действиям в качестве инновационных предпринимателей. По мнению участников опроса, Сколково может стать точкой притяжения для всех ученых, кто хотел покинуть страну, но, получив уникальные условия здесь, решил остаться и работать в России, участвовать в воссоздании её научно-технологического потенциала.
- «Большой распил» – это та ассоциация, которая возникает в голове большинства респондентов в связи со словами вроде «национальный проект», «государственное финансирование» и «масштабное строительство». Такова природа нашего мышления, а поэтому размышления о «большом распиле» средств государственных и корпоративных инвесторов является обязательным элементом имиджа любого масштабного начинания в России, включая проект Сколково.
Это мнения об идее Сколково обычных жителей России. А что же думают «народные эксперты», участвовавшие в краудсорсинговых сессиях? Они в большей степени склонны подчеркивать управленческие и институциональные особенности этой затеи, но обращают внимание и на международный контекст данного проекта. Он выражается в повышении роли России на конкурентном рынке инноваций и в привлечении к реализации проекта Сколково ведущих мировых корпоративных продюсеров инновационного технологического развития.
«Инноград Сколково должен представлять из себя образцовый инновационный кластер, в котором будут в первую очередь внедрятся и обкатываться все механизмы новейшего инновационного развития страны по приоритетным направлениям. В связи с близостью иннограда к столице, а соответственно, к большинству управленческих институций, юридическая, менеджерская, финансовая "подгонка" всех составляющих таких механизмов должна проводится в кратчайшие сроки» (Владимир Безденежных).
«Сколково – центр накопления международного опыта для работы в инновационных условиях различных общественных организаций, государственных учреждений и бизнес-структур страны. В иннограде создаётся образование будущего. Там обучают, как правильно вести исследования» (Дмитрий Кузин).
Причины возникновения Сколково
Причины возникновения проекта иннограда Сколково уже обросли целым рядом конспирологических теорий, предположений и объяснений – одно фантастичнее другого. Между тем, «народные эксперты» – участники краудсорсингового проекта – выдвинули три типа гипотез о причинах создания Сколково.
Первая группа причин отсылает к пониманию руководством России острой и назревшей необходимости инновационного технологического прорыва, чтобы не утратить конкурентоспособность в глобальном контексте. Перемены давно назрели, и Сколково может стать испытательной площадкой в области управления наукой, технологиями и обществом, опыт которой затем будет распространен по всей России. Бремя системных проблем в виде коррупции, архаичной организации госуправления и других причин заставляет локализовать центр инноваций в Подмосковье, чтобы посмотреть, как можно совершить инновационный прорыв в нашей стране.
«Проект иннограда Сколково возник ввиду осознания необходимости создания инновационной экономики в условиях отсутствия как опыта, так и объективных предпосылок для ее создания в России. При создании иннограда предполагалось, что известные системные проблемы – такие, как уровень коррупции, преграды для работы бизнеса и уровень образования в масштабах страны, – быстро решить не удастся. Все эти проблемы, тем не менее, возможно решить локально: как показывал опыт закрытых территориально-административных образований в СССР, на небольших по размеру территориях возможна концентрация ресурсов, отличная от средней по стране» (Дмитрий Кузин).
Вторая группа гипотез относится к теме «сырьевого бремени», которое тянет Россию на историческое дно. Для преодоления этой негативной тенденции требуется качественный инновационный скачок, который и призвано обеспечить Сколково. Инновационные решения, производимые в Сколково, могут стать катализатором обновления промышленности страны.
«Проект иннограда Сколково возник в связи с пониманием руководством страны необходимости перехода от сырьевой экономики к экономике производительной. Неизбежность такого перехода диктуется в том числе и аспектами безопасности и независимости нашей страны. Сегодня, когда в мире спрос на углеводороды высок, есть возможность часть средств направить на перевооружение производств и обновление промышленности. Без серьезного притока инновационных решений такое перевооружение и обновление малопредставимо. Следовательно, необходимо создать рабочую модель инновационного кластера, на базе которого начать осуществление инновационной политики. Сама модель в дальнейшем может служить прототипом для создания подобных кластеров на иных территориях» (Владимир Безденежных).
Наконец, один из «народных экспертов» не смог преодолеть соблазна черной иронии и предложил банальную конспирологическую версию причин возникновения Сколково как удавки на шее отечественных инноваций.
«Проект Сколково возник, чтобы задушить инновации в России, не затрачивая при этом никаких усилий со стороны. Проект не направлен на интересы изобретателя. Этим все сказано» (Игнат Трофимов).
Каким быть иннограду Сколково
«Народным экспертам» было предложено пофантазировать относительно того, каким должен быть инноград Сколково. Нужно сказать, что фантазия у экспертов оказалась недостаточно богатой, и было получено совсем немного высказываний относительно желательного состояния этой структуры. Один из экспертов отделался цитатой из Стива Джобса об ориентированности на конечный продукт, а другой в очередной раз злорадно пожелал проекту скорейшего закрытия.
«…ответить на этот вопрос хочу цитатой Стива Джобса из его интервью Bloomberg Businessweek, которое он дал газете в октябре 2004 года: "Ориентация на конечный продукт должна быть в крови, даже если компания занимается лишь технологическими вопросами. По разным компаниям разбросаны тысячи классных инженеров и умных людей. Однако этого мало; должна существовать какая-то сила наподобие гравитации, которая соединяет части в целое, притягивая их друг к другу. Иначе мы получим отдельные великие технологические достижения, плавающие в безвоздушном пространстве. Проку от этого будет мало" (цитируется по книге "Стив Джобс: от первого лица", Москва, ЗАО "Олимп-Бизнес", 2012 г.). Вот как раз подобной силой наподобие гравитации и должен стать инноград Сколково» (Дмитрий Кузин).
Зато «народные эксперты» предложили самые разные сценарии относительно вероятного будущего Сколково. И здесь репертуар экспертной фантазии варьировался от оптимистичных перспектив превращения Сколково в глобальные инновационные «Нью-Васюки» до полной деградации проекта в результате реализации привычного российского сценария «большого распила».Общее направление рассуждений о вероятном будущем Сколково укладывается в рассуждения одного из «народных экспертов» о пессимистическом и оптимистическом сценариях:
«Кажется, что есть две базовые версии того, каким будет инноград Сколково. Первая – оптимистическая: это когда при хорошо выстроенной инфраструктуре мы получим реальный рабочий "организм", который будет "штамповать" инновации разного уровня и различной научно-технической емкости. Это будет реальный наукоград, с лучшими учеными, но теснейшим образом связанный с производственниками из самых различных областей промышленности и бизнеса. Вторая – пессимистическая. В этом случае инноград станет лишь ширмой для разворовывания огромных средств, которые выделяются из бюджета на его создание. А его "создатели" будут потихоньку отъезжать в Лондон и менять гражданство» (Владимир Безденежных).
Что касается жюльверновских перспектив безграничного развития Сколково, то здесь «народные эксперты» в полной мере проявили свои таланты, творчески описав радужные перспективы будущего иннограда. Правда, следует оговориться, что, возможно, тут имела место тонкая ирония. Например, Сколково пророчат появление филиалов на плавучих океанских платформах, формирование уникального коллективного разума на локальной площадке иннограда, а также развитие «струнного транспорта» и других новаций, почерпнутых, видимо, из пыльных подшивок советского журнала «Техника – молодежи».
«Плавучий инноград Сколково для "интеллектуальных беженцев" ) в ближайшие 30–40 лет будет однозначно размещён в экваториальной океанской зоне в виде: а) плавучего города в океане (филиала иннограда Сколково), расположенного на плавучей платформе, значительно превосходящей концепцию FreedomShip и тяготеющей к концепции Lilypad французского архитектора бельгийского происхождения Венсана Каллебо (Vincent Callebaut); б) города в океанской водной / подводной акватории в виде Water-Scraper (например, частный случай концепций Сарли Андре Бин Сакрум (Sarly Adre Bin Sarkum) либо GYRE-SEASCRAPER)» (Алексей Кулай).
«Для создания разумного иннограда Сколково понадобится разумное программное обеспечение :) Оно позволит иннограду оптимизировать затраты и операции, получить доступ к экспертным знаниям и заблаговременно выявлять проблемы» (Алексей Кулай).
«Струнная транспортная система иннограда Сколково? Струнные технологии Юницкого эффективны при высокой плотности и малой этажности зданий, они позволяют получить эффект большей полезной площади, направленный на максимально эффективное и дружественное использование человеком городского пространства. Всё это не будет фантастикой, если внести конструктивные предложения по использованию струнных технологий Юницкого в основные принципы градостроительной концепции Сколково.
P.S. А струнную транспортную систему Сколково можно строить уже сегодня, причем полностью на отечественных элементах и материалах!!!» (Алексей Кулай).
Один из «народных экспертов» предложил изощренный сценарий использования Сколково как площадки для «большого распила». Он описал несколько стадий использования территории иннограда, которые выглядят как набросок композиции будущего романа Александра Проханова.
«Стадия 1: Эйфория. Самая приятная стадия. На этой стадии первые лица встречаются с лидерами инновационной экономики, получают в подарок iphon'чики и обещания инвестиций.
Стадия 2: Освоение. Самая деловая стадия. Получение подряда на строительство приближенными к учредителям и власти фирмами. Установление нескольких новых мировых рекордов по стоимости строительства квадратного метра жилья и километра дороги.
Стадия 3: Осмысление. Самая инновационная стадия. На этой стадии происходит переосмысление самого понятия "инновации". Мы узнаем о новых инновациях в импорте мебели, организованном фирмой "Три кита-2", о новых методах логистики через зону Сколково с инновационной экономией на таможенных платежах.
Стадия 4: Эксплуатация. Самая серьезная стадия. На этой стадии появятся люди, продающие "статус резидента инновационной зоны Сколково" за 10 миллионов долларов налом сразу и за 10% от оборота в случае успеха.
Стадия 5: Сомнения. Самая разумная стадия. На этой стадии у правительства начнут возникать смутные сомнения в необходимости существования зоны Сколково. Налогов от потока импорта по льготному таможенному тарифу оно недополучает много, а инновации все не появляются и не появляются.
Стадия 6: Опасения. Самая нервная стадия. На этой стадии у резидентов зоны Сколково и бизнеса, возникшего вокруг зоны, начнут возникать опасения, что скоро лавочку прикроют.
Стадия 7: Ликвидация. Последняя стадия. Правительство, понимая творящийся в Сколково беспредел и бессмысленность существования налоговой дыры в стране и отсутствия какой-либо пользы, принимает решение закрыть зону Сколково и ликвидировать налоговые и таможенные льготы. Зону Сколково официально закрывают, но сохраняют особую милицию для приятного проживания в подмосковном городе премиум класса, где бывшие резиденты Сколково смогут безбедно и комфорте доживать свои дни, зная, что и они, и их дети, и их внуки бедствовать не будут никогда!» (Максим).
Наконец всех интересует, что происходит в Сколово сейчас – идет ли еще стройка или уже появились новые Нобелевские лауреаты? Наше исследование показало, что даже «народные эксперты» могут строить предположения, но слабо представляют себе, что именно делается в иннограде и скорее выдвигают на этот счет умозрительные гипотезы.
«Насколько я понимаю, сейчас там стройка. Но уже начинается конкурсный набор сотрудников и студентов. Очень хочется надеяться, что к 2012 году инноград заработает и будет приносить пользу. А не станет, как сказали вчера о Сколково в одном политическом телевизионном шоу, "красивой современной стиральной машиной". По идее, Сколково должно стать неким магнитом, который притягивает творческих и инновационно направленных людей, а далее сортирует их и пристраивает к делу. Точнее, встраивает внутрь собственного механизма, производящего инновации и научающего инновации производить» (Владимир Безденежных).
«В Сколково ожидают инновационные проекты от студентов (устали ожидать от академиков.) Студенты изучают теории академиков, заниматься изобретательством у них нет времени» (Игнат Трофимов).
В целом результаты анализа материалов по теме отношения к иннограду Сколково позволяют сделать следующие заключения:
- уровень известности слова «Сколково» среди населения России и аудитории, ориентированной на инновации, достаточно высок, и эта известность обеспечена усилиями медиа;
- опрошенные жители России и «народные эксперты» в целом адекватно представляют себе идею и смысл превращения Сколково в центр создания технологических инноваций в России силами молодых, патриотично настроенных ученых и инновационных предпринимателей, с привлечением широкого международного опыта и интеллекта;
- рассуждения о возможном будущем Сколково носят преимущественно фантазийный характер и не укоренены в реальных перспективах развития иннограда;
- «народные эксперты» слабо представляют себе, что именно происходит сейчас на пространстве Сколково и нуждаются в дополнительных сведениях об этом.
Комментарии отсутствуют