В то же время, по словам философа и кинокритика Александра Павлова, сериалы «формируют оппозиционные социальные группы с разными установками по отношению друг к другу». Любители «Глухаря» и «Ворониных» отличаются от зрителей «Подпольной империи» и «Войны престолов», не правда ли?
Разница между этими группами не только в том, что они смотрят, но и как. Опрос ФОМ показал, что 44% россиян смотрят сериалы по телевизору, а 5% – в записи. Это различие стало ключом, который позволил нам описать две категории любителей сериалов.
Телезрители и интернетчики
Представьте себе два племени. Назовем первое «племя телевизора», а второе – «племя интернета», ведь они закачивают сериалы с торрентов или находят их в одной популярной социальной сети.
Чаще прочих в племени телевизора вы встретите следующие категории россиян: женщин, людей старше 60 лет, неработающих, обладателей образования не выше среднего и людей с ежемесячным доходом от 4 до 9 тысяч рублей. Сериалы, чуть ли не круглосуточно транслируемые с экрана телевизора, остаются самым доступным, а порой, к сожалению, и вовсе единственным развлечением для стариков, домохозяек и людей с неблагополучным материальным положением.
Представители племени интернета чаще живут в Москве, и составляют его большей частью молодые люди с высшим образованием, денег у которых вполне хватает на автомобиль.
В 74% случаев телезрители смотрят сериалы каждый день или два-три раза в неделю. Среди интернет-зрителей сторонников столь частого просмотра тоже хватает, но их гораздо меньше (45%). Зато чаще встречаются люди, которые смотрят сериалы раз в неделю или два-три раза в месяц (36% против 18% у телезрителей). Очевидно, что просмотр сериалов становится идеальным вариантом «ленивого выходного» после трудной недели для молодых и обеспеченных.
В племени интернета чаще, чем среди телезрителей, смотрят один сериал до конца, и лишь затем переходят к следующему (65% против 45%). Кроме того, они чаще стремятся смотреть все серии, не пропуская ни одного эпизода (75% против 55%).
Таким образом, знаменитая фраза «давай ещё одну серию» соединила в себе ключевые особенности просмотра сериалов в среде интернет-зрителей: возможность самим выбирать, когда смотреть следующий эпизод, склонность досматривать сериал до конца и не пропускать ни одного звена в сложной истории, созданной драматургами любимого шоу.
В то же время телезрители смотрят сериалы гораздо чаще и следят за множеством историй параллельно, что обусловлено устройством эфирной сетки телеканалов.
Наверное, вас не удивит, что члены племени интернета чаще следят за сериалами из Америки и Европы (49% против 19%), а телезрители – за советскими (51% против 31%) и современными российскими (76% против 56%).
Примирение
Западные сериалы уже переросли тесный формат «мыльных опер», выйдя на новые рубежи качества. Однако в России, за редким исключением, они не попадают в эфир центральных телеканалов, где до сих в сетке в основном низкобюджетные мелодрамы и новые версии «ментовских войн». Таким образом, западные сериалы и особый режим их просмотра стали у нас одним из социальных маркеров пресловутого «креативного класса».
Смогут ли западные сериалы выйти из этого культурного гетто? Кто знает, может быть, в один прекрасный день ФСКН разрешит показать по Первому каналу "Breaking Bad", и мы вместе с нашими бабушками будем следить за приключениями Уолтера Уайта. Пока этого не произошло, покажите им любимый сериал в записи: учитель химии наверняка их очарует, а за ужином вам будет, что обсудить.
Комментарии отсутствуют