Инноваторы в контексте массового сознания
Больше половины участников общероссийского опроса (55%) сообщили, что им нравятся люди, склонные к инновациям. Однако показатели существенно колеблются в разных группах. Респондентам было предложено ответить на опросник-тест, замеряющий отношение к инновациям и вовлеченность в них. Среди людей, ответивших положительно на два вопроса и меньше, симпатизируют людям, склонным к инновациям, только 11%, среди ответивших положительно более чем на 10 вопросов – 97%.
Отметьте, пожалуйста, позиции, которые имеют к вам отношение.
Мне нравятся люди, склонные к инновациям
Данные массового опроса не позволяют в точности описать, каким представляется инноватор рядовым респондентам. Однако мы можем нарисовать портрет инноваторов, описывая тех участников опроса, которые оказались наиболее заинтересованными в инновациях. Это ответившие положительно более чем на 10 вопросов теста, группа составила 9% от всех россиян.
Самый «продвинутый», «локомотивный» слой – интересуются инновациями, имеют личный опыт в сфере инноваций и знакомых из этой сферы, у половины людей из этой группы есть соображения о том, как помочь распространению инноваций.
У меня есть соображения о том, как помочь распространению инноваций
Большинство «вовлеченных» сообщают социологам, что обращают внимание на материалы про инновации в прессе, интернете, смотрят телепрограммы и слушают радиопередачи об инновациях. Почти две трети представителей этой группы читают книги и статьи по тематике инноваций.
Я читаю статьи, книги по тематике инноваций.
Если люди, не интересующиеся инновациями, не видят важности проблематики модернизации для страны, то «вовлеченные», напротив, полагают:
- проблема инноваций – одна из важнейших для страны (91%),
- инновации должны распространяться как можно шире (98%),
- государство должно стимулировать, поощрять процесс инноваций (99%).
Я считаю, что государство должно поощрять, стимулировать процесс инноваций.
Многие «вовлеченные» знают о случаях реальных успешных и неудавшихся инноваций (74% и 65% соответственно). Однако только 39% из этой группы сообщили, что сами участвуют в разработке и внедрении инноваций.
Я знаю о реальных случаях успешных инноваций в последние годы.
Я знаю о реальных случаях неудавшихся инноваций в последние годы.
Имея подобный опыт и интерес, «вовлеченные» утверждают, что им понятно, почему инновации в России распространяются медленно (89%).
Какие еще черты отличают группу «вовлеченных»?
«Вовлеченные» социально активны: этой группе присущи такие качества, как:
- общительность (66%),
- стремление помогать другим людям (68%),
- доверчивость (60%),
- стремление бороться с несправедливостью (53%).
Какие черты характера, особенности поведения, привычки вам свойственны?
«Вовлеченным» свойственна активная жизненная позиция: они рациональны, напористы, верят в себя. Они чаще остальных говорят, что…
- надеются на лучшее,
- полагаются на себя, на свои силы,
- самостоятельно принимают решения,
- много работают,
- планируют свое время,
- действуют целеустремленно, энергично,
- берут ответственность на себя,
- действуют рационально,
- не отстают от других,
- получают новые впечатления.
«Вовлеченные» – типичные представители активного класса, ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких они возлагают на себя. Так, люди из этой группы чаще заявляют, что если у них случаются неудачи, то причину они ищут не во внешних обстоятельствах и помехах, а в своих недостатках и недоработках (45% против 37% по стране в целом).
Если у вас случаются неудачи, то в чем обычно бывает их причина – во внешних обстоятельствах и помехах или в ваших недостатках и недоработках?
Эксперты неоднократно отмечали, что отличительная способность инноваторов – видеть проблему под иным углом зрения, чем все. По заявлениям 45% респондентов, «вовлеченных в инновации», они способны придумывать и создавать новое (среди россиян в целом этот показатель значительно ниже – 17%).
Группу «вовлеченных в инновации» четко характеризует следующий факт: они чаще других ценят интересную работу (26%) и творчество, самореализацию (11%). Среди «вовлеченных» больше людей, которые предпочитают творческую работу простой исполнительской, – 21% (по России в целом таковых значительно меньше – 9%).
И, наконец, «вовлеченные в инновации» являются и инноваторами в сфере потребления. Если среди россиян в целом доля активных потребителей передовых практик (так называемых людей-XXI) составляет 22%, то в среде «вовлеченных» таковыми являются более половины – 54%.
Люди-21
«Народные эксперты» об инноваторах
Инноватор, считают «народные эксперты», это человек будущего, у которого есть свой, отличный от общепринятого, взгляд на мир и который стремится этот мир изменить.
«Инноватор видит далекую перспективу развития и своими решениями приближает эту светлую, надеюсь, эпоху. Пока другие еще только просчитывают будущие шаги, он, инноватор, уже делает эти шаги один за другим. И скорее всего, будущее будет развиваться в том направлении, куда направляется мысль инноватора, а не мысль праздного мечтателя» (Владимир Безденежных).
«Гибкость мышления и способность смотреть на мир под другим углом. Билл Гейтс в далеком 1981 году сказал следующее: 640 Кб оперативной памяти должно быть достаточно для каждого. С тех пор утекло много воды, и это заявление выглядит наивным, но тем не менее Microsoft не канул в пучину небытия – все потому, что иногда предвидел новые потребности и тренды, иногда «просто» быстро реагировал на изменения внешней среды» (Иван Погодин).
«Инноваторы – то это те, кто хочет что-то изменить. Инновационных предпринимателей очень мало. Просто у них такой склад характера: кому-то нравится наука, кому-то нравится балет, а кому-то нравится делать новый бизнес» (Игорь Пивоваров).
Участники краудсорсингового проекта практически сразу перевели разговор об инноваторах в русло типологии этих людей. И это ценные рассуждения, поскольку данные массового опроса не дают нам информации о разных формах инновационного мышления.
«Психографика в данном вопросе мне кажется достаточно поверхностной, если не сказать пустой. Ну что толку с того, что инноваторы – "успешные, склонные к риску, предприимчивые"? Тем более что это в общем-то слишком абстрактно. Все равно что сказать: "Алкоголик – это тот, кто пьет алкоголь". Во-первых, пить алкоголь могут не только алкоголики, а во-вторых, настоящие алкоголики могут годами не пить вообще, но от этого они не перестанут быть алкоголиками» (Виктор Тамберг).
Какие типы инноваторов выделяют «народные эксперты»?
- «При ближайшем рассмотрении есть несколько групп людей с весьма отличной друг от друга мотивацией. Я бы обозначил 4 основные категории инноваторов.
- "Гики" – люди, которые покупают все технологические новинки. Им это интересно. Притом они могут быть вовсе не предприимчивыми и совершенно не склонными к риску, работать годами в одной компании и программировать на одном языке.
- "Достигаторы" – люди, покупающие продукты с продвинутыми характеристиками (самое мощное, самое быстрое). Доказывают себе, что они крутые. Рисковые ли они? Предприимчивые? Скорее да, чем нет, но все же основная мотивация – показать себе и другим, чего они достигли, похвастаться своей "продвинутостью". А вовсе не совершить некий прорыв в мире науки или бизнеса.
- "Любители пафоса" – это люди, покупающие все то новое, что дороже, статуснее или квазистатуснее, этакие инноваторы luxury. Доказывают себе и другим что они тоже успешные и состоявшиеся или как минимум не хуже других. "Я статусный, потому должен покупать все новинки". К слову сказать, 4-й Iphone я впервые увидел в руках именно у таких людей.
- "Эстеты" – люди, покупающие все то, что красивее, приятнее того, что есть. Эстеты и есть эстеты. Есть новизна, нет новизны, какой там нанометровый техпроцесс использовался при создании CPU – им абсолютно неважно. Но если это новый дизайн, новая эргономика и вообще что-то яркое и необычное – эти инноваторы купят. А потом уже будут морщить лоб и разбираться в особенностях "начинки" и функционала» (Виктор Тамберг).
Другой участник проекта предложил более дробную и более производственно, а не потребительски ориентированную классификацию инноваторов.
- – Управленцы, сфокусированные на создании эффективного ядра менеджеров (пример – «Тройка-Диалог», Gunvor);
- – управленцы, сфокусированные на создании эффективной системы монетизации профессиональной отдачи сотрудников;
- – управленцы, сфокусированные на создании креативной среды путем делегирования полномочий;
- – управленцы, сфокусированные на создании эффективной системы управления качеством процессов и продукции;
- – профессионалы или команды профессионалов, нацеленные на модернизацию существующих технологий в местах занятости;
- – профессионалы или команды профессионалов, нацеленные на создание собственного бизнеса для реализации инновационной идеи / технологии;
- – изобретатели и рационализаторы для самореализации, общения с единомышленниками, монетизации идей ( пример – общество АРИЗ);
- – IT-профессионалы, стремящиеся к капитализации оригинальных идей;
- – инвесторы / бизнес-ангелы, совмещающие принцип мультипликатора инвестиций и принцип больших чисел;
- – венчурные инвесторы, диверсифицирующие инновационные проекты в других отраслях и / или стимулирующие аддитивные основной инновации технологии для создания рынка продукции и мультипликации капитализации инвестиций;
- – потребители, стремящиеся к усовершенствованию, расширению возможностей готовых продуктов и созданию собственного сервиса;
- – студенты и группы студентов технического профиля для последующей монетизации профессиональной репутации;
- – владельцы малого и среднего бизнеса для создания более конкурентного предложения продукта / сервиса, расширения существующего бизнеса, получения доступа к сравнительно дешевым фондам развития инноваций» (Игорь Гуссейнов).
Примеры инноваторов
Участники проекта приводят немало имен людей, которых, с их точки зрения, можно назвать инноваторами. В большинстве случаев это имена западных, японских и китайских представителей науки и бизнеса.
- Легенды Силиконовой долины: «вероломная восьмерка» – восемь молодых сотрудников ShockleySemiconductorLaboratory, которые уволились в сентябре 1957 года из-за конфликта с Уильямом Шокли и создали собственную компанию FairchildSemiconductor,
- Стив Джобс и компания Apple,
- Билл Гейтс компания Microsoft,
- создатели социальных сетей MySpace и Facebook,
- Джон Косс и KossCorp – стереонаушники,
- Николас Хайек и Swatch – один из наиболее удачных проектов в часовой индустрии,
- Ань Ванг и WangLab – калькуляторы и компьютеры,
- Стен Ши и Acer – компьютерные инновации,
- Цутому Мураи и Asahibeer – японское пиво,
- Джон Сортино и TheVermontTeddyBearCo – плюшевые медведи Тедди,
- Чжан Жуйминь и Haier – легендарная китайская бытовая техника,
- Альфред Риттер и Ritter Sport – инновации в мире шоколада.
Среди россиян статус инноваторов и инновационных компаний получили:
- Давид Янг и компания ABBYY,
- Сергей Белоусов и компания Parallels,
- Аркадий Волож, компания Яндекс, продукт Яндекс пробки,
- Валентин Гапонцев и компания IPG Photonics,
- Игорь Пивоваров и компания Гемакор.
Комментарии экспертов
Никконен Альбина Ивановна Исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) «В первую очередь, инноваторы, это – предприниматели! Которые ежедневно предпринимают шаги – как ни пафосно это звучит - по улучшению жизни человечества. Одни шаги – более прогрессивные и эффективные, другие – менее удачные и доходные. Быть предпринимателем трудно, а инновационным – еще труднее: создание серьезного бизнеса - это 1% вдохновения и 99% - тяжелого труда. Как надо поддерживать инноваторов? Аккуратно. Прежде всего надо отдавать себе отчет, что инновации – это еще один аргумент в конкурентной борьбе. Пока нет жесткой конкуренции за потребителя, за рынки сбыта, никто не будет заниматься инновациями. С другой стороны, спрос рождает предложение. Поскольку государство заинтересовано в ускоренном развитии инновационного сектора экономики и является, в конечном счет, самым крупным их потребителем, то самым действенным инструментом поддержки инноваторов со стороны государства может и должно стать формирование спроса на их услуги и продукцию». |
||
Лактионова Галина Михайловна Доктор педагогических наук, профессор, специалист по инновационному типу мышления «Инноватор – это человек или группа людей, способный/способные создавать новые востребованные ценности. Отличительными чертами инноваторов являются умение увидеть/предугадать новые возможности, сформулировать новую, имеющую ценность идею и план ее претворения в жизнь. Иными словами, инноваторы – это люди, обладающие инновационным мышлением. Для формирования инновационного мышления важны воображение и интуиция, «вертолетное виденье», умение формулировать идею и продвигать ее; понимание алгоритма «проектной деятельности», «командной работы»; самостоятельность и ответственность, готовность к риску». |
Комментарии отсутствуют