В ходе исследования, проведенного в июле – сентябре 2013 года, было опрошено в целом 135 тысяч жителей Российской Федерации. В частности, в рамках ежегодного мониторинга общественного мнения во всех 83 субъектах РФ по репрезентативным выборкам было опрошено 63 100 жителей (в 72 регионах с численностью населения более 400 000 человек в возрасте старше 18 лет – по 800 человек, в 11 остальных – по 500 человек).
Кроме того, в 5 субъектах РФ – в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, Ставропольском крае – было проведено исследование на уровне муниципальных образований: опрошено по 300 респондентов в 224 муниципальных районах и городских округах (всего – 67 200 жителей). В этих же субъектах РФ проведено 30 фокус-групп и 150 углубленных интервью с экспертами по вопросам безопасности личности и работы ОВД (по 6 фокус-групп и по 30 интервью в каждом регионе).
Отдельное исследование было посвящено проблемам безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте: опрошено 5000 человек, в том числе 3300 пассажиров и 1700 работников транспорта на подведомственной территории всех 10 Управлений на транспорте МВД России. Наконец, в целях оперативного информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе МВД России было проведено 5 экспресс-исследований (каждое включало блок из 5 вопросов в общероссийский омнибус и 3 фокус-группы на актуальную тему).
По всем основным индикаторам, характеризующим уровень безопасности личности и деятельность органов внутренних дел и измеряемым в рамках общероссийского мониторинга, ситуация в 2013 году выглядит лучше, чем за весь период систематических наблюдений, начиная с 2009 года. Речь идет об индексах криминологической тревоги (показатель, интегрирующий сведения о том, насколько граждане опасаются преступных посягательств разного рода в разных обстоятельствах повседневной жизни), криминогенности (доля подвергавшихся преступным посягательствам за последний год) и восприятия деятельности ОВД (показатель, интегрирующий сведения о различных аспектах восприятия гражданами работы полиции).
Согласно данным прошлогоднего (2012 г.) опроса, 18% россиян замечали перемены к лучшему в работе полиции в своих городах и районах, а 6% – перемены к худшему, тогда как прочие перемен не замечали (66%) либо не брались их оценивать. Сейчас же доля отмечающих положительные перемены выросла до 28%, а перемены к худшему – до 9%.
За год несколько выросла доля респондентов, заявляющих о положительном отношении к полиции в целом, – с 63 до 66%. Выросла – с 37 до 41% – и доля респондентов, считающих, что ОВД в целом хорошо защищают их личные и имущественные интересы.
Особого внимания заслуживает позитивная динамика следующего показателя. В 2009 г. 22% опрошенных говорили, что им в течение последнего года доводилось видеть действия полицейских (тогда – милиционеров), которые, на их взгляд, нарушали права граждан. С тех пор этот показатель снизился вдвое: в 2010 г. – 18%, в 2011 г. – 15%, в 2012 г. – 14%, в 2013 г. – 11%. Чаще всего нарушения прав граждан отмечаются в действиях ГИБДД и патрульно-постовой службы.
Растет и доля опрошенных, декларирующих готовность в той или иной форме оказать содействие полиции: если в прошлом году 61% респондентов были готовы, по их словам, сообщить информацию о преступлении или правонарушении, то в этом – 66%. Свидетельские показания сегодня согласны дать 54%, что на 2 п.п. выше прошлогоднего значения. Наибольшую готовность оказать содействие полиции проявляют представители ресурсных групп. Так, три четверти столичных респондентов(74%) готовы сообщить в полицию о преступлении. Аналогичная установка характерна для 72% людей с высшим образованием. Последние, кроме того, в 59% случаев заявляли о готовности дать свидетельские показания. Повышенная готовность оказывать помощь полиции наблюдается среди респондентов, которые черпают сведения о работе органов внутренних дел из интернета. Они чаще среднего россиянина готовы содействовать полиции всеми возможными способами, начиная от добровольной охраны общественного порядка (19% против 14% по выборке) и заканчивая сообщением информации о преступлении (74% против 66%).
Среди потерпевших от преступных посягательств – а их число сократилось с 16% в 2012 г. до 13% в 2013 г. – увеличилась доля тех, кто обратился с заявлением в полицию: с 42% до 46%. Самый высокий уровень удовлетворенности мерами, принятыми полицией, связан с ее реакцией на угоны авто- и мототранспорта: 54%. Хуже всего, судя по ответам респондентов, полиция реагирует на обращения по поводу мошенничества и краж из жилых и служебных помещений (только 32% обращавшихся по этим поводам удовлетворены результатами).
Стоит отметить, что населенными пунктами повышенной криминогенности, согласно данным исследования, являются сравнительно небольшие города (с численностью населения от 50 до 250 тыс. чел.). Именно здесь наиболее высока вероятность стать жертвой самых разных криминальных посягательств – от разбоя и хулиганских действий до угона автомобилей и компьютерных преступлений.
Россияне стали реже испытывать опасения по поводу большинства криминальных угроз, а также преступников различных «специальностей» и социальных групп, так или иначе ассоциирующихся с криминальными угрозами (наркоманы, бомжи и т. д.). Но при этом заметно выросли страхи в отношении нелегальных мигрантов. Доля россиян, опасающихся их, выросла с 30% в 2009 г. до 42% в 2013 г. Особенно сильно выражены эти страхи среди москвичей (59%).
У граждан, контактирующих с теми или иными подразделениями ОВД, чаще остаются положительные (59%), чем отрицательные (37%) впечатления об этих встречах, остальные 4% затруднились дать оценку.
Недовольных попросили своими словами сформулировать претензии к соответствующим подразделениям ОВД – им был задан открытый вопрос. Упреки в бездействии, пассивности чаще всего адресовались сотрудникам дежурной части, в вымогательстве и коррупции – ГИБДД и транспортной полиции, а в грубости, неуважении к гражданам – инспекции по делам несовершеннолетних.
Одна из важнейших задач мониторинга заключается в отслеживании динамики частных показателей и основанного на них интегрального индекса безопасности личности от противоправных посягательств (он агрегирует значения индексов криминологической тревоги, криминогенности и восприятия деятельности ОВД) по отдельным субъектам РФ. По данным исследования 2013 г., в 69 регионах зафиксирована позитивная динамика значений интегрального индекса безопасности в сравнении с 2012 г., в 14 – негативная, хотя в половине из них изменения незначительны.
Дифференциация регионов по значениям интегрального индекса безопасности на 2013 г. представлена на графике: чем ниже значение индекса, тем лучше в соответствующем регионе обстоят дела с безопасностью личности и престижем ОВД, чем выше – тем хуже.
Наряду с уже традиционным измерением уровня безопасности личности от криминальных посягательств в этом году впервые был замерен уровень социальной напряженности в российских регионах. В основу соответствующего индекса, также представленного на графике, положены данные, характеризующие уровень удовлетворенности граждан ситуацией в своем регионе, их мнения о деятельности региональных властей, а также региональный протестный потенциал. Чем выше значения этого индекса, тем выше уровень социальной напряженности.
Иначе говоря, в левом нижнем квадранте сосредоточены регионы, где ситуация по обоим критериям более благополучна, чем по стране в целом, а в правом верхнем – где она менее благополучна.
Комментарии отсутствуют