Стратегии потребления в кризис

Как реагировать на кризис: больше экономить или больше зарабатывать?

21 Марта 2016

Разумеется, чаще других сообщают, что им в последнее время приходится все больше экономить, малообеспеченные граждане, но и среди «богатых» – от половины до трети в зависимости от уровня доходов – говорят, что им приходится сокращать расходы.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Люди по-разному реагируют на рост цен. Одни в первую очередь думают о том, как сэкономить, сократить потребление. Другие думают о дополнительном заработке. А вы относитесь скорее к первым или ко вторым?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Чаще других прибегают к стратегии экономии

Чаще других прибегают к стратегии дополнительного заработка

За последние три месяца изменилось ли что-нибудь в том, как вы обычно покупаете продукты питания, или нет? И если изменилось, то что именно? Выберите не более пяти вариантов.

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, не более пяти ответов
  23 ноября 2014 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016
Покупаю продукты более дешёвых марок 28 39 40 37 37
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 22 31 30 30 28
Покупаю меньше продуктов 20 29 30 25 28
Реже хожу за продуктами  11 15 13 12 16
Чаще хожу за продуктами  1 2 2 2 3
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 1 2 1 3 2
Покупаю больше продуктов 1 1 1 1 1
Покупаю продукты более дорогих марок 0 0 0 1 0
Другое 1 1 1 2 1
Ничего не изменилось 49 31 35 36 32
Затрудняюсь ответить 2 2 2 3 3
  Население в целом Денег не хватает на питание На питание хватает, на одежду – нет На одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет На бытовую технику хватает, на автомобиль – нет На автомобиль хватает
Покупаю продукты более дешевых марок 37 50 36 25 13 13
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 28 54 47 33 22 23
Покупаю меньше продуктов 28 31 38 26 20 15
Реже хожу за продуктами  16 24 21 14 10 10
Чаще хожу за продуктами  3 1 2 1 4 2
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 2 0 0 0 1 2
Покупаю больше продуктов 1 2 4 2 2 1
Покупаю продукты более дорогих марок 0 2 3 3 3 4
Другое 1 1 2 1 1 1
Ничего не изменилось 32 18 21 34 49 56
Затрудняюсь ответить 3 3 2 3 3 2

В последние полгода, вы (ваша семья) стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно продуктах питания вы (ваша семья) стали больше экономить?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на продуктах питания, – отвечали 50% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016
Сыр, колбасы 30 26 23 26 27
Мясо, птица 32 28 29 29 27
Фрукты 27 23 19 17 23
Рыба, морепродукты 25 20 21 22 22
Кондитерские изделия 17 14 17 16 16
Овощи 13 11 10 6 11
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт) 12 9 8 10 11
Соки, воды, газированные напитки 12 11 11 10 10
Яйца 11 9 5 7 9
Алкогольные напитки 7 8 9 7 8
Чай, кофе 7 4 6 8 7
Сахар, соль 6 4 3 6 4
Растительное масло 4 2 2 3 4
Хлеб и хлебобулочные изделия 3 3 3 3 3
Крупы, макаронные изделия 4 3 3 3 3
Другое 0 1 1 0 0
Стали больше экономить на всех продуктах питания 7 6 8 6 4
Затрудняюсь ответить 1 1 1 0 1

А на непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) в последние полгода стали экономить больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) стали экономить больше?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на непродовольственных товарах и услугах, – отвечали 49% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016
Одежда и обувь 26 24 27 28 30
Развлечения, досуг (музеи, театры, кинотеатры) 16 14 17 19 19
Услуги кафе, ресторанов 12 10 16 15 17
Парфюмерно-косметические товары 13 14 16 17 16
Туристические услуги, путешествия 12 10 14 14 15
Электроника, бытовая техника 16 9 11 12 15
Лекарства, медикаменты 12 6 7 9 10
Бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье, и т.д.) 10 8 11 9 9
Табак, сигареты 8 6 8 8 9
Коммунальные услуги (газ, свет, вода и т.п.) 8 6 5 7 8
Бензин 7 4 4 5 6
Медицинские услуги 7 4 5 6 6
Транспортные услуги 6 4 4 4 4
Интернет, услуги сотовой связи 5 3 4 4 3
Образовательные услуги 2 2 1 2 2
Другое 1 0 1 0 1
Стал(-а) больше экономить на всём перечисленном 7 6 6 6 4
Затрудняюсь ответить 0 0 1 0 1
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 6 марта 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)
материалы
Три четверти россиян встречали в СМИ сообщения о мировом экономическом кризисе, вызванном пандемией. Такие сообщения вызывают тревогу, беспокойство у 47% наших сограждан. Столько же респондентов думают, что Россия сильно пострадает из-за кризиса
Следят за ценой нефти 43% россиян. 63% расценивают её как неблагоприятную для страны (13% –как благоприятную, 24% мнения не имеют). Судя по ответам на открытый вопрос, причинами снижения цены нефти чаще всего считаются пандемия коронавируса, выход России из сделки с ОПЕК+, падение спроса на нефть
Россиян просят оценить ситуацию в экономике – в статике и динамике, а также дать прогнозы на ближайшие несколько месяцев относительно её общего развития и относительно положения дел с ценами на товары, услуги, жильё, нефть, с доходами населения, безработицей, курсом рубля и т. д.
Насколько рациональны российские заёмщики – рассуждает Людмила Преснякова
После небольшого предновогоднего роста инфляционные ожидания россиян вернулись к уровням октября – ноября 2019 года
Комментарии
Добавить комментарий

guest

21 Марта 2016, 12:52

коллеги, в последнем вопросе показаны ответы по продовольственным товарам вместо непродовольственных Ответить
 

Мария Каневская

21 Марта 2016, 13:23

@guest,
Спасибо, поправим. Ответить
 

Михаил (Гость)

02 Апреля 2016, 16:41

Здравствуйте, объясните, пожалуйста, в первой диаграмме:
Люди по-разному реагируют на рост цен. Одни в первую очередь думают о том, как сэкономить, сократить потребление. Другие думают о дополнительном заработке. А вы относитесь скорее к первым или ко вторым? - как понять такую разбивку - 48% - 42% - 10% (отвечали на несколько вопросов или как?) Спасибо! Ответить
 

guest

11 Мая 2016, 12:36

@Михаил (Гость),
а что вас смущает? 48% опрошенных думают об экономии, 42% - о дополнительном заработке, и еще 10% затруднились ответить на этот вопрос. Ответить