В рамках Лонгитюда, запущенного летом 2021 года, отслеживаются 19 ключевых показателей, отражающих состояние малых предприятий из различных отраслей из всех регионов страны. На протяжении первых трех волн исследования (II, III, IV кварталы 2021 года) эти индикаторы демонстрировали в целом нейтральную (слабую разнонаправленную) динамику. Четвертый замер, описывающий положение дел в I квартале 2022 года, зафиксировал заметное ухудшение показателей, что можно квалифицировать как негативное влияние на малый бизнес введенных против нашей страны экономических санкций.
Самым распространенным негативным последствием для малого бизнеса стало уменьшение числа заказов, клиентов. Об этом заявили 46% опрошенных против 30% кварталом ранее. (Одним из трендов в потребительском поведении россиян в феврале – марте наряду с ажиотажным спросом на ряд дорожающих товаров длительного пользования стал переход к экономии.) Другие часто называвшиеся негативные последствия санкций – рост издержек, инфляция, рост цен (41%) и проблемы с поставками (39%).
В результате введения санкций ухудшились условия ведения бизнеса. Половина предпринимателей (51%) оценили изменения в I квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом как негативные. Этот же показатель по итогам IV квартала 2021 года составлял 30%, а по итогам III квартала 2021 года – 26%.
В четвертую волну ЛМБ был добавлен вопрос непосредственно о самих санкциях. Большинство (54%) опрошенных никаких положительных эффектов от санкций для своего бизнеса не видит. Вместе с тем ощутимая доля предпринимателей (32%) допускает, что санкции будут иметь для их бизнеса положительные последствия. Наиболее часто упоминаемым положительным следствием санкций является увеличение спроса на товары и услуги – на это надеются 13% респондентов. Другие положительные эффекты включают снижение конкуренции (12%) и импортозамещение, развитие производства в стране (6%).
Кроме того, 65% предпринимателей уверены в том, что вводимые с февраля жесткие санкции не приведут Россию к экономическому краху, противоположной, пессимистичной, точки зрения придерживаются 22% опрошенных.
В комментариях предприниматели отмечали необходимость развития экономики, внутреннего производства: «надо развивать нам производство», «надо, чтобы экономика наша развивалась, тогда и мы будем развиваться и зарабатывать больше», «необходимо импортозамещать все что можно, чтобы производство всего, что только можно, было свое», «санкции всегда идут только на пользу России, мы сами не стремимся двигаться, нас просто толкают в спину».
В рамках сопутствующих исследований малого бизнеса ФОМ подробно изучает отношение предпринимателей к мерам поддержки бизнеса в новых условиях и последствия санкций для предприятий, зависящих от поставок сырья, материалов и технологий из стран, которые ввели санкции против России. Следите за публикациями на специальном тематическом сайте ФОМа.
*Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ – первый в России проект по изучению жизненных циклов и траекторий предприятий малого бизнеса, инициированный ФОМом совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в 2021 году. Все участники ЛМБ – предприниматели, в разное время принимавшие участие в репрезентативных опросах ФОМа и согласившиеся на дальнейшее взаимодействие с исследователями. Планируемая продолжительность проекта составляет 10 лет. Четвертая волна проходила в апреле – мае 2022 года, выборка: 735 респондентов.
Комментарии отсутствуют