«Мексиканская модель не сработала»

Почему Россия не Мексика

15 Июня 2011

Дмитрий Травин, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге

За кажущейся однотипностью двух случаев преемничества в России скрываются совершенно разные процессы. Смена Медведевым Путина на президентском посту лишь чисто внешне напоминает смену Путиным Ельцина. Если в последнем случае действительно имела место смена персоналий, и более того – фактическая смена политических курсов, то в первом произошла лишь некоторая перегруппировка сил в рамках одной команды при фактическом сохранении лидерства.

Когда Путин приходил вместо Ельцина, ситуация напоминала мексиканскую практику однопартийного правления, в ходе которого с определенной периодичностью меняются лидеры. В Мексике такая модель утвердилась еще в 30-х годах ХХ века и просуществовала до 90-х. Институционально-революционная партия все время оставалась у руля, но при этом не допускалось многолетнее персоналистское правление – типа того, которым отличился, скажем, генерал Порфирио Диас, сидевший в президентском кресле с 1876 по 1911 г. (с небольшими перерывами).

Однопартийная модель недемократична, однако в какой-то мере учитывает интересы различных слоев общества, чьи представители интегрируются в состав правящей партии, которая при этом действительно правит страной, а не имитирует лишь свое пребывание у власти.

Владимир Путин, оказавшись у руля в 2000 г., явно скорректировал курс Ельцина соответственно ожиданиям широких слоев населения. Более того, он полностью обновил руководящую команду. Из числа так называемой ельцинской «семьи», приведшей его к власти, новый президент не оставил никого. Борис Березовский едва успел скрыться за границей. Михаил Касьянов перешел в безнадежную оппозицию. Александр Волошин оказался не у дел. Роман Абрамович выполняет разовые поручения Кремля (типа управления Чукоткой), чтобы иметь возможность сохранять (или потихоньку выводить на Запад) свой бизнес. Валентин Юмашев фактически забыт даже политологами и вспоминается лишь как тесть олигарха Дерипаски. А Татьяна Дьяченко – некогда влиятельная дочь Ельцина – сегодня осталась совсем не влиятельной женой забытого всеми Юмашева.

Ничего подобного не произошло за годы пребывания в президентском кресле Дмитрия Медведева. Путинская команда в полном составе осталась у руля. В какой-то мере можно говорить о том, что новый президент расставил на ведущие государственные посты пяток своих людей, но эти кадровые назначения ничего не изменили в управлении страной, по сути дела. В экономике и политике путинский курс сохранился. Во внешней политике он сегодня несколько трансформирован, но скорее всего, «перезагрузка» зависнет, в случае если Путин вернется в 2012 г. на президентский пост.

Иными словами, мексиканская модель не сработала. Россия вернулась к системе персоналистского правления, лишь слегка замаскированной в соответствии с правилами хорошего демократического тона, установившимися в мире на рубеже XX–XXI столетий. Правда, во властных структурах существует понимание того, что налицо явный шаг назад. Нынешняя попытка создания Народного фронта представляет собой намерение интегрировать в состав «партии власти» различные группы интересов, которые до сего времени в «Единой России» представлены не были. Беда лишь в том, что сама наша «Единая Россия», в отличие от мексиканской институционально-революционной партии, не управляет страной, а лишь заседает в парламенте, имея весьма ограниченные рычаги воздействия на реальную политику. В этих условиях персоналистская модель правления сохранится неизменной даже при формировании Народного фронта.

материалы
49% опрошенных считают, что за последнее время во внешней политике России было больше успехов, чем неудач, 22% наших сограждан придерживаются обратного мнения
Половина участников опроса следят за внешней политикой России, 48% – не следят. 15% опрошенных считают, что сегодня руководство страны уделяет внешней политике слишком много внимания, 10% – что слишком мало, 60% уверены, что столько, сколько нужно
ФОМ провёл опрос на выходе с избирательных участков – exit-poll. Каждому его участнику задали вопрос «За какого кандидата на выборах Президента Российской Федерации Вы проголосовали?»
Знают или что-то слышали о президентском послании Федеральному собранию 76% россиян. Смотрели выступление В. Путина 60% опрошенных, из них 40% – целиком, 20% – частично
Расчет результатов президентских выборов: явка и результаты голосования
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют