Происходящее в сфере ЖКХ с трудом поддается наблюдению и анализу. Вроде бы и есть некий «горизонт событий», и финансовые потоки, излучаемые большими и малыми финансовыми светилами, отклоняются и преломляются из-за действия неких гравитационных сил. Однако современный уровень развития физики «черных дыр» не позволяет приблизиться к пониманию того, что же происходит в этих чрезвычайно плотных, непрозрачных, с исключительными способностями к пожиранию финансовой материи образованиях.
Более или менее доступен только один инструмент оценки – опросы граждан, являющихся основным источником финансовой энергии. И опросы показывают: всевозрастающие аппетиты сферы ЖКХ пугают и разрушают ощущение стабильности. Недаром уже который год традиционно происходит посленовогодняя «просадка» рейтингов первых лиц государства и «партии власти» – как раз в это время люди получают пересчитанные по новым тарифам квитанции на коммунальные услуги.
Было бы за что платить – ведь более половины россиян оценивают качество жилищно-коммунальных услуг как плохое и не видят улучшений, а 18% отмечают лишь перемены к худшему. Вместе с тем суммы, которые приходится выплачивать, воспринимаются как слишком большие и неприемлемые, и наиболее болезненна эта проблема в небольших городах и в городах-миллионниках – здесь ее отмечают по 74% жителей.
Такая реакция неудивительна: семейный бюджет россиянина ощутил рост цен, произошедший в 2009-2010 годах: о значительном повышении тогда сказали 63% опрошенных. Наиболее заметным сталрост тарифов на электричество (61%), на отопление и газ (59 и 41%), на холодную и горячую воду (48 и 41%).
Закономерно, что тема повышения тарифов активно обсуждается, и в основном люди слышат вокруг негативные и возмущенные оценки. Более того, четверть россиян допускают для себя возможность участвовать в акциях протеста в связи с повышением платы за услуги ЖКХ. Основные претензии и проблемы – происходящие «регулярно» или «время от времени» перебои с водоснабжением и электричеством, необходимость значительного или косметического ремонта дома. К чести служб ЖКХ, о перебоях с отоплением россияне вспоминали довольно редко.
Наиболее неблагополучной ситуация выглядит в городах-миллионниках: их жители заметно чаще говорят о необходимости значительного или косметического ремонта дома, о перебоях с водоснабжением, электричеством.
На материалах исследования «Георейтинг» ФОМ составил типологию благополучных и неблагополучных регионов. Лишь в 16 из них обеспокоенность и ростом тарифов, и состоянием дел в ЖКХ выражали не более трети от числа опрошенных. В 15 субъектах РФ наиболее сильную озабоченность вызывает рост тарифов; жителей еще 15 регионов качество услуг и состояние дел в отрасли беспокоит больше, чем подорожание, и в 22 регионах недовольство и ростом цен, и качеством услуг выражают более половины жителей. К этому, наиболее неблагополучному типу принадлежит, в частности, большинство национальных республик.
Одна из светлых надежд и главная неудача непреходящей реформы ЖКХ – стремление опереться на инициативу граждан. К сожалению, достаточных правовых и экономических механизмов для реализации этой задачи сформировано не было. ТСЖ создавались формально, зачастую – фиктивно, ключевые вопросы формирования бюджетов ТСЖ, предоставление бюджетных средств для капремонта домов и т. п. решены не были – и все это нимало не способствовало мобилизации граждан.
Более того, в тех случаях, когда все-таки возникали инициативные группы, они сразу же втягивались в жесткое противостояние с местными властями и управляющими компаниями, которые уже поделили этот хлебный рынок и не имеют ни малейшего желания поступаться ресурсами. Инициативные группы вынуждены преодолевать информационные, бюрократические, экономические барьеры, справляться с недостатком гражданского образования, и лишь в исключительных случаях – как, например, в Астрахани – движению жилищного самоуправления удается переломить ситуацию в свою пользу и снизить градус противодействия.
В этой связи неудивительно, что значительная часть россиян (43%) не верят в способность жителей объединиться и создать ТСЖ, и только четверть готовы участвовать в создании ТСЖ для повышения качества услуг. Исследования показывают, что снижение интереса граждан к инициативе, низкая информированность и отсутствие необходимых знаний объясняются жесткой позицией городских администраций, а зачастую откровенным прессингом и противодействием инициативам жителей.
Единственным возможным партнером для реальных ТСЖ оказываются депутаты, совместно с которыми и не без борьбы удается стабилизировать ситуацию и отстоять право на самостоятельность (как это происходило, например, все в той же Астрахани). Так что «черные дыры» ЖКХ могут оказаться «полем Аустерлица» для жестких политических сражений, где неподготовленные стороны могут понести тяжелые потери и кануть в электоральное небытие.
Комментарии отсутствуют