Стыд и надзор

Люди становятся альтруистами, когда знают, что за ними следят

28 Апреля 2011

Дорогой автомобиль мягко тормозит на перекрестке, чтобы пропустить поворачивающего водителя. Тот благодарно кивает и нажимает на газ. Случайная встреча длится буквально считанные секунды. Оба ее участника так и не успевают заметить, что за ними внимательно наблюдают.
Коллаж: ФОМ-МЕДИА

В десятке шагов от перекрестка стоит человек — с виду обычный прохожий. На самом деле, он специально поработал над своим гардеробом и отказался от ярких вещей — чтобы не привлекать внимания. Сейчас машины скроются из виду, и незнакомец сделает в своем блокноте очередную запись. Он занесет туда примерный возраст водителей и количество пассажиров на борту. Все строго по инструкции.

Эти инструкции составили экономисты из австралийского университета Квинсленда — Реджо Муйчич и Пол Фрайтерс. Сцена на перекрестке только выглядит как отрывок из шпионского романа. На самом деле это серьезный психологический эксперимент. Так исследователи изучали альтруизм — склонность человека бескорыстно помогать себе подобным.

Чтобы найти правильное место для засады, ученым пришлось попотеть. Обычно встреча автомобилей на перекрестке строго регламентирована — на этот счет есть правила дорожного движения. «Нам удалось отыскать несколько мест в пригороде Брисбена, где ни у одной из пересекающихся дорог нет установленного приоритета.—рассказывает Реджо Муйчич.—Редкий случай». Встретившись на таком перекрестке, водители были вынуждены разбираться между собой сами. Как раз это и было нужно экономистам.

Дежурящий на дороге наблюдатель внимательно следил за тем, как на нее сворачивают автомобили. Обычно таким водителям приходилось долго ждать, пока путь освободиться. Но иногда двигающиеся наперерез машины притормаживали, чтобы уступить дорогу. Каждый такой случай заносился в блокнот. Ученых интересовало, как выглядел вежливый водитель, и дорогой ли у него был автомобиль.

Наблюдатели описали 955 встреч на перекрестке. Альтруистами оказались меньше половины автомобилистов. Но это средняя величина. Водитель водителю рознь.

Вот что удалось подсмотреть ученым. Мужчины оказались большими альтруистами, чем женщины. А молодые люди в возрасте до сорока пяти лет уступали дорогу реже, чем это делали зрелые.

Возраст и пол — не единственный фактор, определяющий уровень альтруизма. Не менее важным оказался размер кошелька. Его ученые определяли по марке автомобиля. Владельцы самых дешевых машин вели себя на дороге не очень вежливо. Примерно так же поступали те, у кого были дорогие машины. Настоящими альтруистами оказались представители среднего класса — они уступали дорогу примерно в половине случаев.

А вот главное наблюдение экономистов. Ничто не делало людей более вежливыми на дороге, чем присутствие других людей в салоне автомобиля. В этом случае в альтруистов превращались больше половины водителей. Мало кому хотелось выглядеть грубияном в глазах своих же пассажиров.

Какие водители лучше ведут себя за рулем

В среднем пропускают с вероятностью 39,6%
Пол Возраст Статус Наличие пасажиров

Источник: Altruism in Society: Evidence from a Natural Experiment Involving Commuters. Redzo Mujcic, Paul Frijters, 2011.

материалы
Изменение температуры воздуха в последние годы замечают 60% россиян: 49% считают, что стало теплее, 11% – что холоднее. Так или иначе, в представлении 69% участников опроса, в последние годы на Земле происходит глобальное потепление, 19% считают, что его нет
Состояние окружающей среды в месте, где живут, 15% россиян характеризуют как хорошее, 32% – как плохое, 50% – как удовлетворительное. Ситуация мало меняется на протяжении мониторинга. Самая плохая ситуация, судя по опросу, в Уральском и Дальневосточном ФО, где плохих оценок – около половины
Две трети россиян пользуются соцсетями и более половины – мессенджерами, причем Вотс Ап популярнее сети ВКонтакте. Кто какими сетями и мессенджерами пользуется – в материале ФОМ
Какими приложениями для смартфонов и компьютеров люди пользуются для работы и жизни
Каким устройством – смартфоном или компьютером – сложнее пользоваться? Кто кому помогает, и кто сам обращается за помощью при пользовании смартфонами и компьютерами?
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют