Журнал «Социальная реальность» появился в 2006 году – через полтора десятилетия после создания Фонда Общественное Мнение. За это время ФОМ накопил огромную базу данных на основе проведенных исследований. Результаты исследований отражались, конечно, в отчетах, но кроме того, была развернута обширная издательская программа – выпускались брошюры и книги, знакомившие и с разработками ФОМа, и с наиболее яркими и интересными достижениями коллег, преимущественно зарубежных, в сфере изучения общественного мнения.
Однако в стенах нашей организации витала идея создания еще одной, не вполне обычной публикаторской площадки. Культивировал эту идею прежде всего создатель и бессменный руководитель ФОМа А. А. Ослон. Речь шла о выпуске периодического издания, посвященного широкому кругу вопросов, которыми мы занимались наряду с другими российскими социологическими службами. Но при этом стояла цель создать такой журнал, который, отвечая критериям научности, был бы вместе с тем доступен не только специалистам, а и для достаточно обширному кругу читателей, интересующихся результатами изучения того, что думают наши сограждане по самым разным проблемам окружающей жизни.
Данных хватало с избытком. Трудность же, помимо всего прочего, заключалась в том, что журнал предполагалось делать, не формируя для его подготовки специальной редакции. В конце концов, после ряда «проб и ошибок» сложилась модель такого периодического издания, выпускать которое стала, в дополнение к прежним своим обязанностям, группа сотрудников ФОМа, являвшая собой что-то вроде «редакционной коллегии». Извне были приглашены только дизайнер и художники. Разумной сочли периодичность выхода в свет, чуть превышающую месяц: 10–12 номеров в год.
Журнал не мыслился как чисто ведомственное издание. Но получилось так, что значительную, если не преобладающую, долю его материалов составили все-таки работы, написанные или сотрудниками ФОМа, или авторами, которые строили свой анализ на основе наших данных. В журнале отразился «фирменный стиль» исследовательских техник ФОМа: повышенное внимание, наряду с количественными, к качественным и качественно-количественным методам получения социологической информации. Поэтому многие публикации в значительной степени опирались на результаты дискуссионных фокус-групп, углубленных интервью и обработки ответов на открытые вопросы – хотя, конечно, в сочетании с обычной статистикой ответов на закрытые вопросы, получаемой при проведении массовых или специальных опросов.
Тематически материалы, публиковавшиеся в журнале, распределялись по трем основным разделам, название которых говорит само за себя и, пожалуй, не требует пояснений: «Общество», «Форум», «Мастерская». Стоит обратить внимание на то, что в работе ФОМа тех лет – и соответственно в журнале – наряду с тематикой социально-политического, социально-экономического и социально-исторического характера, достаточно традиционной для отечественных социологических исследований, большое внимание уделялось вопросам, связанным с образом мыслей и чувств людей в сфере повседневных жизненных практик, межличностных отношений. Или, как мы тогда говорили, интенсивно изучались «объяснительные схемы» обыденного сознания. Выяснялось, например, какой смысл вкладывают россияне в столь разные обиходные понятия, как «подарок», «доверие», «провинция», «ревность», «соседи», «мода», «кухня» и т. п. Журнал с течением времени все более явственно обретал дыхание, находил читателей.
Оборвалось все внезапно – осенью 2008 года, когда страну накрыл финансовый кризис. В этих условиях продолжение выпуска «Социальной реальности» оказалось для ФОМа слишком большой роскошью. Но прекращение издания вовсе не было связано с тем, что оно исчерпало себя по своим задачам и возможностям. До сих пор некоторые люди из числа тех, кто составлял в свое время его читательскую аудиторию или принадлежал к кругу его авторов, вспоминают с ностальгией о неполных трех годах существования журнала. Однако, как давно уже было замечено, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Для сегодняшнего читателя журнал «Социальная реальность» представляет, на наш взгляд, по крайней мере двоякий интерес. С одной стороны, это задокументированные страницы «социологической летописи» истории нашей страны в середине минувшего десятилетия. С другой, в нем можно найти много материалов, позволяющих яснее увидеть, глубже осознать некоторые «архетипические» черты наших сограждан постсоветского периода, их ментальные особенности. Да и значительная часть методологических и методических штудий, опубликованных журналом, не утратила, как нам представляется, своей актуальности.
Но лучше пусть обо всем этом судят те, кто теперь, годы спустя, возьмется перелистывать – уже не бумажные, а виртуальные – страницы журнала «Социальная реальность».
Учредитель и издатель Фонд «Общественное мнение» ISSN 1817-3497 Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-21257 от 28.06.2005 При перепечатке ссылка на журнал обязательна.