Потребительское поведение россиян в условиях кризиса

Какие стратегии потребительского поведения выбирают россияне в кризис?

27 Марта 2015

У большинства россиян за последние три месяца потребительское поведение изменилось: 39% стали покупать продукты более дешевых марок, 31% отказались от покупки некоторых продуктов, 29% в принципе стали покупать меньше продуктов. Половина россиян стали за последние полгода больше экономить на еде, в первую очередь – на мясе и птице, сыре и колбасе, а также фруктах. 43% экономят на непродовольственных товарах, прежде всего – на одежде и обуви.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Вы какой мере при выборе вы ориентируетесь на цену, а в какой – на свой вкус, потребительские свойства товара (качество, сорт, марку и т.д.).

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, один ответ
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 30 24
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 32 30
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 15 18
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 8 11
Никогда не покупаю 8 7
Затрудняюсь ответить 7 10
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 20 20
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 34 29
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 24 29
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 16 16
Никогда не покупаю 4 2
Затрудняюсь ответить 2 4
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 21 19
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 32 30
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 25 26
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 16 17
Никогда не покупаю 4 2
Затрудняюсь ответить 2 5
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 15 16
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 33 30
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 26 27
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 15 15
Никогда не покупаю 8 8
Затрудняюсь ответить 2 5
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 22 16
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 31 28
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 21 25
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 11 14
Никогда не покупаю 8 9
Затрудняюсь ответить 6 9
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 15 16
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 27 27
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 24 28
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 20 16
Никогда не покупаю 12 8
Затрудняюсь ответить 2 5
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 14 16
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 28 26
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 25 30
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 21 16
Никогда не покупаю 8 7
Затрудняюсь ответить 3 6
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 15 15
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 34 32
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 25 27
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 17 17
Никогда не покупаю 6 5
Затрудняюсь ответить 2 4
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 17 15
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 29 28
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 27 33
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 21 19
Никогда не покупаю 4 2
Затрудняюсь ответить 2 4
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 16 15
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 30 29
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 26 30
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 20 17
Никогда не покупаю 6 5
Затрудняюсь ответить 2 4
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 14 14
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 33 29
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 26 29
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 17 15
Никогда не покупаю 8 8
Затрудняюсь ответить 2 5
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 14 13
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 26 25
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 28 34
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 23 21
Никогда не покупаю 7 2
Затрудняюсь ответить 2 4
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 13 12
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 22 19
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 20 21
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 14 15
Никогда не покупаю 24 22
Затрудняюсь ответить 7 11
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 12 11
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 20 22
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 23 26
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 25 23
Никогда не покупаю 10 8
Затрудняюсь ответить 10 10
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 12 11
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 20 18
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 26 30
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 37 36
Никогда не покупаю 3 1
Затрудняюсь ответить 2 4
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 11 9
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 24 22
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 19 21
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 9 11
Никогда не покупаю 27 26
Затрудняюсь ответить 9 12
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 10 8
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 13 14
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 11 13
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 11 8
Никогда не покупаю 49 47
Затрудняюсь ответить 5 10
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 10 8
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 19 18
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 15 19
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 10 10
Никогда не покупаю 40 34
Затрудняюсь ответить 6 10
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 10 8
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 21 18
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 12 13
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 8 8
Никогда не покупаю 39 40
Затрудняюсь ответить 9 14
  14 декабря 2014 15 марта 2015
Выбираю только по цене, покупаю самое дешевое 9 8
Выбираю в первую очередь по цене, а уже потом смотрю, на потребительские свойства 20 19
Выбираю в первую очередь по потребительским свойствам, затем смотрю на цену 15 15
Выбираю по потребительским свойствам, не обращая внимания на цену 7 8
Никогда не покупаю 37 36
Затрудняюсь ответить 11 14

За последние три месяца изменилось ли что-нибудь в том, как вы обычно покупаете продукты питания, или нет? И если изменилось, то что именно? Выберите не более пяти вариантов.

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, не более пяти ответов
  23 ноября 2014 15 марта 2015
Покупаю продукты более дешевых марок 28 39
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 22 31
Покупаю меньше продуктов 20 29
Реже хожу за продуктами питания 11 15
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 1 2
Чаще хожу за продуктами питания 1 2
Покупаю больше продуктов 1 1
Покупаю продукты более дорогих марок <1 <1
Другое 1 1
Ничего не изменилось 49 31
Затрудняюсь ответить 2 2

Люди по-разному реагируют на рост цен. Одни думают, в первую очередь, о том, как сэкономить, сократить потребление. Другие думают о дополнительном заработке. А вы относитесь скорее к первым или ко вторым?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

В последние полгода вы (ваша семья) стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

На каких именно продуктах питания вы (ваша семья) стали больше экономить?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на продуктах, – отвечали 51% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015
Мясо, птица 32 28
Сыр, колбаса 30 26
Фрукты 27 23
Рыба, морепродукты 25 20
Кондитерские изделия 17 14
Соки, воды, газированные напитки 12 11
Овощи 13 11
Яйца 11 9
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт) 12 9
Алкогольные напитки 7 8
Сахар, соль 6 4
Чай, кофе 7 4
Крупы, макаронные изделия 4 3
Хлеб и хлебобулочные изделия 3 3
Растительное масло 4 2
Другое <1 1
Стали больше экономить на всех продуктах питания 7 6
Затрудняюсь ответить 1 1

А на непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) в последние полгода стали экономить больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

На каких именно непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) стали экономить больше?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на непродовольственных товарах и услугах, – отвечали 43% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015
Одежда и обувь 26 24
Парфюмерно-косметические товары 13 14
Развлечения, досуг (музеи, театры, кинотеатры) 16 14
Туристические услуги, путешествия 12 10
Услуги кафе, ресторанов 12 10
Электроника, бытовая техника 16 9
Бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье, и т.д.) 10 8
Табак, сигареты 8 6
Лекарства, медикаменты 12 6
Коммунальные услуги (газ, свет, вода и т.п.) 8 6
Бензин 7 4
Транспортные услуги 6 4
Медицинские услуги 7 4
Интернет, услуги сотовой связи 5 3
Образовательные услуги 2 2
Другое 1 <1
Стал(-а) больше экономить на всем перечисленном 7 6
Затрудняюсь ответить <1 <1
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 11 марта 2015. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По заказу ООО инФОМ
материалы
Экономическую ситуацию в России примерно половина наших сограждан – 47% – оценивают как плохую, чуть меньшая доля – как удовлетворительную
79% россиян замечают, 11% – не замечают экономический кризис. Выше средней доля считающих, что кризис в стране есть, – среди москвичей и бедных
Несмотря на то, что большинство россиян слышали о многочисленных случаях отзывов лицензий у банков, лишь немногие знают, на каких условиях и какого размера компенсацию получают вкладчики
Доля вкладчиков с середины февраля не снизилась, между тем, россияне стали чаще выражать сомнения в выгодности и надежности банковских вкладов
Как помочь пользователям банковских услуг в условиях кризиса?
Комментарии
Добавить комментарий

guest

30 Марта 2015, 11:14

Объемы некачественной импортной молочной продукции в России выросли в 4 раза. В городе Вологде продают завод УОМЗ им. Верещагина. Выпускается продукция высочайшего качества. Отличные специалисты остаются без любимой работы. Как можно изменить ситуацию? Нас ждет безработица, область останется без высококачественного масла и молока. Читайте://www.mk.ru/economics/2015/03/16/kto-nakormit-rossiyan-vologodskim-maslom.html, http://www.rosbalt.ru/federal/2015/03/13/1377512.html, http://www.severinfo.ru/mainnews/27692-v-vologodskoy-oblasti-mozhet-poyavitsya-molochnyy-klaster.html. Ответить