Уровень жизни: изменения в кризис

Стали ли россияне больше экономить в кризис? И каких статей расхода касается экономия?

12 Октября 2015

46% наших сограждан сокращают траты на еду, прежде всего – на мясо, сыр и колбасу, рыбу. На непродовольственных товарах, в первую очередь – на одежде и обуви, стали экономить 51% опрошенных. В условиях роста цен стратегии поиска дополнительного заработка и ужесточения экономии распространены примерно одинаково, при том что еще в июне люди чаще предпочитали экономить, чем искать новые источники дохода.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Если оценивать ваше питание в целом, то вы питаетесь хорошо или плохо?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

За последний год вы стали питаться лучше или хуже? Или питаетесь так же, как раньше?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

За последние три месяца изменилось ли что-нибудь в том, как вы обычно покупаете продукты питания, или нет? И если изменилось, то что именно? Выберите не более пяти вариантов.

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, не более пяти ответов
  23 ноября 2014 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015
Покупаю продукты более дешевых марок 28 39 40 37
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 22 31 30 30
Покупаю меньше продуктов 20 29 30 25
Реже хожу за продуктами питания 11 15 13 12
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 1 2 1 3
Чаще хожу за продуктами питания 1 2 2 2
Покупаю больше продуктов 1 1 1 1
Покупаю продукты более дорогих марок 0 0 0 1
Другое 1 1 1 2
Ничего не изменилось 49 31 35 36
Затрудняюсь ответить 2 2 2 3
  Население в целом Денег не хватает на питание На питание хватает, на одежду – нет На одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет На бытовую технику хватает, на автомобиль – нет На автомобиль хватает
Покупаю продукты более дешевых марок 37 68 51 30 18 13
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 30 49 42 26 17 11
Покупаю меньше продуктов 25 44 38 20 10 7
Реже хожу за продуктами питания 12 16 17 9 8 7
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 3 1 2 2 4 6
Чаще хожу за продуктами питания 2 1 0 2 2 10
Покупаю больше продуктов 1 0 2 1 1 4
Покупаю продукты более дорогих марок 1 1 0 1 2 3
Другое 2 3 1 1 1 3
Ничего не изменилось 36 12 22 41 55 56
Затрудняюсь ответить 3 1 4 3 3 5

Люди по-разному реагируют на рост цен. Одни думают в первую очередь о том, как сэкономить, сократить потребление. Другие думают о дополнительном заработке. А вы относитесь скорее к первым или ко вторым?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

В последние полгода вы (ваша семья) стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно продуктах питания вы (ваша семья) стали больше экономить?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на продуктах питания, – отвечали 46% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015
Мясо, птица 32 28 29 29
Сыр, колбасы 30 26 23 26
Рыба, морепродукты 25 20 21 22
Фрукты 27 23 19 17
Кондитерские изделия 17 14 17 16
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт) 12 9 8 10
Соки, воды, газированные напитки 12 11 11 10
Чай, кофе 7 4 6 8
Алкогольные напитки 7 8 9 7
Яйца 11 9 5 7
Овощи 13 11 10 6
Сахар, соль 6 4 3 6
Растительное масло 4 2 2 3
Крупы, макаронные изделия 4 3 3 3
Хлеб и хлебобулочные изделия 3 3 3 3
Другое 0 1 1 0
Стали больше экономить на всех продуктах питания 7 6 8 6
Затрудняюсь ответить 1 1 1 0

А на непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) в последние полгода стали экономить больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) стали экономить больше?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на непродовольственных товарах и услугах, – отвечали 51% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015
Одежда и обувь 26 24 27 28
Развлечения, досуг (музеи, театры, кинотеатры) 16 14 17 19
Парфюмерно-косметические товары 13 14 16 17
Услуги кафе, ресторанов 12 10 16 15
Туристические услуги, путешествия 12 10 14 14
Электроника, бытовая техника 16 9 11 12
Бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье, и т.д.) 10 8 11 9
Лекарства, медикаменты 12 6 7 9
Табак, сигареты 8 6 8 8
Коммунальные услуги (газ, свет, вода и т.п.) 8 6 5 7
Медицинские услуги 7 4 5 6
Бензин 7 4 4 5
Транспортные услуги 6 4 4 4
Интернет, услуги сотовой связи 5 3 4 4
Образовательные услуги 2 2 1 2
Другое 1 0 1 0
Стал(-а) больше экономить на всем перечисленном 7 6 6 6
Затрудняюсь ответить 0 0 1 0
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 27 сентября 2015. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По заказу ООО инФОМ
материалы
На рост доходов семьи в ближайший год рассчитывают 16% россиян, полагают, что доход снизится, 17%, остальные изменений не ждут. Рост семейных расходов прогнозируют 50% опрошенных
Называют экономическую ситуацию хорошей совсем немногие. Характеризуют ее как удовлетворительную чуть чаще, чем дают плохие оценки. Негативный настрой выше в Москве, среди бедных и высокообразованных
О курсе рубля

21 Октября

Следят за курсом рубля 43% россиян, с лета интерес к этому показателю чуть снизился. Оценивают влияние курса рубля на свою жизнь как сильное 49%, как слабое – 19% опрошенных
СМИ об экономике

19 Октября

Доверяют российским СМИ 40% респондентов (чаще других – старшие); не доверяют – 51% (чаще остальных – молодые), и это самый высокий показатель за все время наблюдений
В ситуации роста цен 48% россиян (чаще других – бедные) стараются еще больше экономить, 44% (значительно чаще – относительно состоятельные) думают о дополнительном заработке
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют