Потребление в кризис

Как меняются потребительские привычки россиян в условиях кризиса

13 Июля 2016

Обращает на себя внимание рост доли тех, кто в плохой экономической ситуации старается экономить, и снижение доли приверженцев активной стратегии. В остальном со времени последнего опроса на эту тему (в марте) данные изменились мало: в последние полгода стали экономить на еде примерно две трети опрошенных, на непродовольственных товарах – больше половины. Что касается вопросов о крупных покупках, сегодня только 12% россиян считают, что сейчас для них подходящее время, 48% – что неподходящее.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

За последние три месяца изменилось ли что-нибудь в том, как вы обычно покупаете продукты питания, или нет? И если изменилось, то что именно? Выберите не более пяти вариантов.

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, не более пяти ответов
  23 ноября 2014 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016 5 июня 2016
Покупаю продукты более дешевых марок 28 39 40 37 37 38
Покупаю меньше продуктов 20 29 30 25 28 27
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 22 31 30 30 28 24
Реже хожу за продуктами питания 11 15 13 12 16 15
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 1 2 1 3 2 3
Чаще хожу за продуктами питания 1 2 2 2 3 2
Покупаю больше продуктов 1 1 1 1 1 2
Покупаю продукты более дорогих марок <1 <1 <1 1 <1 <1
Другое 1 1 1 2 1 1
Ничего не изменилось 49 31 35 36 32 35
Затрудняюсь ответить 2 2 2 3 3 3

Люди по-разному реагируют на рост цен. Одни думают, в первую очередь, о том, как сэкономить, сократить потребление. Другие думают о дополнительном заработке. А вы относитесь скорее к первым или ко вторым?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

В последние полгода, вы (ваша семья) стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

На каких именно продуктах питания вы (ваша семья) стали больше экономить?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на продуктах питания, – отвечали 48% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016 5 июня 2016
Мясо, птица 32 28 29 29 27 25
Сыр, колбасы 30 26 23 26 27 24
Фрукты 27 23 19 17 23 21
Рыба, морепродукты 25 20 21 22 22 19
Кондитерские изделия 17 14 17 16 16 13
Соки, воды, газированные напитки 12 11 11 10 10 11
Овощи 13 11 10 6 11 10
Алкогольные напитки 7 8 9 7 8 8
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт) 12 9 8 10 11 7
Чай, кофе 7 4 6 8 7 5
Яйца 11 9 5 7 9 3
Крупы, макаронные изделия 4 3 3 3 3 3
Сахар, соль 6 4 3 6 4 3
Растительное масло 4 2 2 3 4 2
Хлеб и хлебобулочные изделия 3 3 3 3 3 2
Другое <1 1 1 <1 <1 1
Стали больше экономить на всех продуктах питания 7 6 8 6 4 5
Затрудняюсь ответить 1 1 1 <1 1 1

А на непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) в последние полгода стали экономить больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

На каких именно непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) стали экономить больше?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на непродовольственных товарах и услугах, – отвечали 45% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016 5 июня 2016
Одежда и обувь 26 24 27 28 30 25
Развлечения, досуг (музеи, театры, кинотеатры) 16 14 17 19 19 16
Услуги кафе, ресторанов 12 10 16 15 17 16
Туристические услуги, путешествия 12 10 14 14 15 14
Электроника, бытовая техника 16 9 11 12 15 14
Парфюмерно-косметические товары 13 14 16 17 16 14
Бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье, и т.д.) 10 8 11 9 9 8
Лекарства, медикаменты 12 6 7 9 10 8
Табак, сигареты 8 6 8 8 9 7
Коммунальные услуги (газ, свет, вода и т.п.) 8 6 5 7 8 6
Медицинские услуги 7 4 5 6 6 6
Бензин 7 4 4 5 6 5
Транспортные услуги 6 4 4 4 4 5
Интернет, услуги сотовой связи 5 3 4 4 3 3
Образовательные услуги 2 2 1 2 2 2
Другое 1 <1 1 <1 1 1
Стал(-а) больше экономить на всем перечисленном 7 6 6 6 4 6
Затрудняюсь ответить <1 <1 1 <1 1 1

Если говорить о крупных покупках для дома (таких как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то как вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
В 2012 г. было проведено 3 замера, в 2013 – 4 замера, приведены усредненные значения

Какие из перечисленных крупных расходов были у вас (вашей семьи) за последние три месяца?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
В 2012 г. было проведено 2 замера, приведены усредненные значения. Карточка, любое число ответов
  2012 5 июня 2016
Траты на ремонт жилья, дома, дачи (капитальный или текущий) 22 18
Траты на лечение (свое, детей, родственников) 12 15
Траты на образование (свое, детей) 7 8
Покупка техники для дома (холодильник, морозилка, стиральная или посудомоечная машина, микроволновая печь, электро- или газовая плита, духовой шкаф) 9 5
Покупка мебели 4 5
Покупка мобильного телефона, коммуникатора, КПК (карманный компьютер), gps-навигатора 4 5
Траты на семейное торжество (юбилей, свадьба и пр.) 7 5
Покупка автомобиля 4 4
Траты на отдых, поездки по России и за границу 7 3
Покупка компьютера, ноутбука, принтера, монитора, игровых приставок и т.п. 4 2
Покупка дома, квартиры, дачи, садового участка 2 2
Покупка аудио- и видеотехники (телевизор, плазменная панель, домашний кинотеатр, dvd-проигрыватель, музыкальный центр, аудиосистема) 3 2
Покупка видеокамеры, фотоаппарата 1 <1
Другие крупные расходы 2 2
Никаких из перечисленных расходов не было 44 49
Не знаю, затрудняюсь ответить 1 2

Какие крупные расходы вы (ваша семья) собираетесь сделать в ближайшие три месяца?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
В 2012 г. было проведено 2 замера, приведены усредненные значения. Карточка, любое число ответов
  2012 5 июня 2016
Траты на ремонт жилья, дома, дачи (капитальный или текущий) 13 17
Траты на отдых, поездки по России и за границу 3 10
Траты на лечение (свое, детей, родственников) 5 5
Траты на образование (свое, детей) 5 5
Покупка техники для дома (холодильник, морозилка, стиральная или посудомоечная машина, микроволновая печь, электро- или газовая плита, духовой шкаф) 3 4
Покупка мебели 3 3
Покупка автомобиля 3 3
Траты на семейное торжество (юбилей, свадьба и пр.) 3 2
Покупка дома, квартиры, дачи, садового участка 2 2
Покупка аудио- и видеотехники (телевизор, плазменная панель, домашний кинотеатр, dvd-проигрыватель, музыкальный центр, аудиосистема) 1 1
Покупка мобильного телефона, коммуникатора, КПК (карманный компьютер), gps-навигатора 2 1
Покупка компьютера, ноутбука, принтера, монитора, игровых приставок и т.п. 2 <1
Покупка видеокамеры, фотоаппарата <1 <1
Другие крупные расходы 1 2
Никакие из перечисленных расходов делать не собираемся 52 50
Не знаю, затрудняюсь ответить 12 5
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 5 июня 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)
материалы
Клуб экспертов открыл новый сезон на площадке ФОМа обсуждением ситуации в российской экономике
Директор проектов инФОМ Людмила Преснякова прочитала лекцию о финансовых ошибках
Комментарий директора проектов инФОМ Людмилы Пресняковой «Независимой газете»
Бедность, как считается в нашем обществе, способствует развитию худших качеств (37%) или никак не влияет на человека (37%); в её облагораживающее воздействие верят 13% россиян. Относительно богатства единодушия больше: по мнению 50%, оно портит, по мнению 28% – не сказывается на человеке
В последние два года летали самолётами 20% россиян, столько же думают, что им доведется летать в ближайший год. Выбирая авиабилеты, люди, помимо стоимости, обращают внимание прежде всего на удобство графика перелёта, а также на уровень сервиса и репутацию авиаперевозчика
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют