Кризис: на чем экономят россияне?

Какие крупные траты совершают россияне и на каких продуктах и товарах экономят?

17 Октября 2016

41% россиян сообщили, что за последние полгода стали экономить на еде больше, чем раньше, 11% ослабили экономию или вообще не экономят, 46% свои потребительские стратегии не меняли. Примерно так же распределились ответы на вопрос об экономии на непродовольственных товарах. Главные статьи экономии на еде – мясо, сыр с колбасой и рыба. Среди товаров и услуг попали «под сокращение» траты на одежду с обувью и на развлечения.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Люди по-разному реагируют на рост цен. Одни думают в первую очередь о том, как сэкономить, сократить потребление. Другие думают о дополнительном заработке. А вы относитесь скорее к первым или ко вторым?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

За последние три месяца изменилось ли что-нибудь в том, как вы обычно покупаете продукты питания, или нет? И если изменилось, то что именно? Выберите не более пяти вариантов.

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, не более пяти ответов
  23 ноября 2014 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016 5 июня 2016 2 октября 2016
Ничего не изменилось 49 31 35 36 32 35 42
Покупаю продукты более дешёвых марок 28 39 40 37 37 38 33
Покупаю меньше продуктов 20 29 30 25 28 27 24
Отказался(-ась) от покупки некоторых продуктов 22 31 30 30 28 24 22
Реже хожу за продуктами питания 11 15 13 12 16 15 15
Чаще хожу за продуктами питания 1 2 2 2 3 2 2
Покупаю продукты, которые раньше не покупал(-а) 1 2 1 3 2 3 2
Покупаю больше продуктов 1 1 1 1 1 2 1
Другое 1 1 1 2 1 1 1
Покупаю продукты более дорогих марок <1 <1 <1 1 <1 <1 1
Затрудняюсь ответить 2 2 2 3 3 3 2

В последние полгода вы (ваша семья) стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно продуктах вы (ваша семья) стали больше экономить?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на продуктах, – отвечали 41% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016 5 июня 2016 2 октября 2016
Мясо, птица 32 28 29 29 27 25 24
Сыр, колбасы 30 26 23 26 27 24 20
Рыба, морепродукты 25 20 21 22 22 19 18
Фрукты 27 23 19 17 23 21 14
Кондитерские изделия 17 14 17 16 16 13 11
Соки, воды, газированные напитки 12 11 11 10 10 11 7
Алкогольные напитки 7 8 9 7 8 8 7
Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт) 12 9 8 10 11 7 6
Овощи 13 11 10 6 11 10 6
Чай, кофе 7 4 6 8 7 5 5
Яйца 11 9 5 7 9 3 4
Сахар, соль 6 4 3 6 4 3 3
Крупы, макаронные изделия 4 3 3 3 3 3 3
Растительное масло 4 2 2 3 4 2 3
Хлеб и хлебобулочные изделия 3 3 3 3 3 2 3
Другое <1 1 1 <1 <1 1 1
Стали больше экономить на всех продуктах питания 7 6 8 6 4 5 4
Затрудняюсь ответить 1 1 1 <1 1 1 2

А на непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) в последние полгода стали экономить больше, чем раньше, меньше или в этом плане ничего не изменилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каких именно непродовольственных товарах и услугах вы (ваша семья) стали экономить больше?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавался тем, кто стал больше экономить на непродовольственных товарах и услугах, – отвечали 41% респондентов. Карточка, любое число ответов
  8 февраля 2015 15 марта 2015 21 июня 2015 27 сентября 2015 6 марта 2016 5 июня 2016 2 октября 2016
Одежда и обувь 26 24 27 28 30 25 25
Развлечения, досуг (музеи, театры, кинотеатры) 16 14 17 19 19 16 15
Парфюмерно-косметические товары 13 14 16 17 16 14 13
Услуги кафе, ресторанов 12 10 16 15 17 16 12
Электроника, бытовая техника 16 9 11 12 15 14 12
Туристические услуги, путешествия 12 10 14 14 15 14 11
Бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье, и т.д.) 10 8 11 9 9 8 7
Лекарства, медикаменты 12 6 7 9 10 8 7
Табак, сигареты 8 6 8 8 9 7 7
Бензин 7 4 4 5 6 5 7
Медицинские услуги 7 4 5 6 6 6 5
Коммунальные услуги (газ, свет, вода и т.п.) 8 6 5 7 8 6 4
Транспортные услуги 6 4 4 4 4 5 3
Интернет, услуги сотовой связи 5 3 4 4 3 3 3
Образовательные услуги 2 2 1 2 2 2 2
Другое 1 <1 1 <1 1 1 1
Стал(-а) больше экономить на всем перечисленном 7 6 6 6 4 6 3
Затрудняюсь ответить <1 <1 1 <1 1 1 1

Если говорить о крупных покупках для дома (таких как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то как вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
В 2012 г. было проведено 3 замера, в 2013 г. – 4 замера. Приведены усредненные значения

Какие из перечисленных крупных расходов были у вас (вашей семьи) за последние три месяца?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, любое число ответов
  2012 5 июня 2016 2 октября 2016
Траты на ремонт жилья, дома, дачи (капитальный или текущий) 22 18 18
Траты на лечение (свое, детей, родственников) 12 15 17
Траты на образование (свое, детей) 7 8 9
Траты на отдых, поездки по России и за границу 7 3 9
Покупка техники для дома (холодильник, морозилка, стиральная или посудомоечная машина, микроволновая печь, электро- или газовая плита, духовой шкаф) 9 5 7
Траты на семейное торжество (юбилей, свадьба и пр.) 7 5 6
Покупка мебели 4 5 5
Покупка мобильного телефона, коммуникатора, КПК (карманный компьютер), gps-навигатора 4 5 4
Покупка автомобиля 4 4 4
Покупка аудио- и видеотехники (телевизор, плазменная панель, домашний кинотеатр, dvd-проигрыватель, музыкальный центр, аудиосистема) 3 2 3
Покупка дома, квартиры, дачи, садового участка 2 2 2
Покупка компьютера, ноутбука, принтера, монитора, игровых приставок и т.п. 4 2 2
Покупка видеокамеры, фотоаппарата 1 <1 <1
Другие крупные расходы 2 2 3
Никаких крупных расходов не было 44 49 44
Не знаю, затрудняюсь ответить 1 2 1

Какие крупные расходы вы (ваша семья) собираетесь сделать в ближайшие три месяца?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
В 2012 г. было проведено 2 замера. Приведено усредненное значение. Карточка, любое число ответов
  2012 5 июня 2016 2 октября 2016
Траты на ремонт жилья, дома, дачи (капитальный или текущий) 13 17 11
Траты на лечение (свое, детей, родственников) 5 5 6
Траты на образование (свое, детей) 5 5 5
Покупка мебели 3 3 3
Покупка техники для дома (холодильник, морозилка, стиральная или посудомоечная машина, микроволновая печь, электро- или газовая плита, духовой шкаф) 3 4 3
Траты на семейное торжество (юбилей, свадьба и пр.) 3 2 3
Покупка автомобиля 3 3 3
Траты на отдых, поездки по России и за границу 3 10 2
Покупка мобильного телефона, коммуникатора, КПК (карманный компьютер), gps-навигатора 2 1 2
Покупка дома, квартиры, дачи, садового участка 2 2 2
Покупка аудио- и видеотехники (телевизор, плазменная панель, домашний кинотеатр, dvd-проигрыватель, музыкальный центр, аудиосистема) 1 1 2
Покупка компьютера, ноутбука, принтера, монитора, игровых приставок и т.п. 2 <1 1
Покупка видеокамеры, фотоаппарата <1 <1 <1
Другие крупные расходы 1 2 2
Никакие из перечисленных расходов делать не собираемся 52 50 61
Не знаю, затрудняюсь ответить 12 5 5
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 2 октября 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)
материалы
Клуб экспертов открыл новый сезон на площадке ФОМа обсуждением ситуации в российской экономике
Директор проектов инФОМ Людмила Преснякова прочитала лекцию о финансовых ошибках
Комментарий директора проектов инФОМ Людмилы Пресняковой «Независимой газете»
Бедность, как считается в нашем обществе, способствует развитию худших качеств (37%) или никак не влияет на человека (37%); в её облагораживающее воздействие верят 13% россиян. Относительно богатства единодушия больше: по мнению 50%, оно портит, по мнению 28% – не сказывается на человеке
В последние два года летали самолётами 20% россиян, столько же думают, что им доведется летать в ближайший год. Выбирая авиабилеты, люди, помимо стоимости, обращают внимание прежде всего на удобство графика перелёта, а также на уровень сервиса и репутацию авиаперевозчика
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют