Главное детище Навального – интернет-сообщество «РосПил». Его участники наблюдают за конкурсами по госзакупкам и ищут в них признаки коррупции. А затем подозрительными тендерами занимаются юристы проекта. Навальный утверждает: за время работы «РосПил» сэкономил государству миллионы. Но известно об этом лишь немногим жителям страны.
В основной массе респонденты ФОМ не то что не знают о «РосПиле» – им незнакомо даже имя блогера-активиста. Оплот Навального – Москва: там он наиболее популярен. Но и в столице о нем хотя бы раз слышал только каждый пятый.
И все же Навальный может быть вполне доволен собой: среди людей, которые его знают, поклонников куда больше, чем критиков.
Что думает о своей популярности сам Навальный
Интервью с создателем «РосПил»
Опросы общественного мнения показывают, что население о вас практически не слышало…
Это совершенно нормально. Собственно говоря, откуда люди вообще должны узнать о моем существовании? По телевизору меня не показывают, на Первый канал не пускают. [О моей деятельности сообщает] достаточно узкий сегмент «больших» средств массовой информации; и в интернете тоже – я бы не назвал это узким сегментом, но он достаточно специфический.
Я совершенно не склонен переоценивать свою известность в стране, и не вижу здесь никакой трагедии. Буду использовать те методы информирования о моей работе, которые у меня есть.
То есть интернет?
Да. Те люди, до которых я могу дотянуться через интернет, не затрачивая ни одной копейки, – их миллионы. Поэтому задача сейчас уже – не охватить новую аудиторию, а убедить тех людей, с которыми я могу общаться, в том, что я действую правильно и проект «РосПил» действительно имеет правильную ориентировку.
У меня подход очень простой: телевидение недоступно – ну и наплевать на него. Ну и пусть Сурков и вся эта «Единая Россия» с этим телевидением подавятся, а нам никакого телевидения не нужно. Люди, которые фокусируют свою деятельность только на пиаре, в итоге все-таки не становятся «тысячниками». Занимайся тем, чем занимаешься, делай это правильно, приноси кому-то пользу – и быстро станешь «тысячником», люди про тебя будут говорить, а твой проект будет раскручиваться. Никакой борьбы за телевидение не нужно вести. Интернет сейчас дает возможность эффективно охватывать не меньше чем 20% городского населения страны – а это огромная, колоссальная цифра.
Даже с точки зрения политики – нет задачи рассказать о нашей деятельности каждой бабушке, которая живет в Рязани и компьютера в глаза не видела. Мы в первую очередь должны рассказать это политически активному населению, тем людям, которые интересуются новостями.
А как вы собираетесь в дальнейшем продвигать проект «РосПил»?
«РосПил» не нуждается, на самом деле, ни в каком продвижении, он будет продвигать сам себя, если он будет успешным, если мы будем работать эффективно и будем собранные деньги действительно тратить эффективно и рационально. Проект, что называется, «сам о себе позаботится» и сам себя будет продвигать, если он будет приносить какую-то пользу людям.
Потому что мы видим, например, многочисленные кремлевские медийные интернет-проекты, в которые вкладывают огромное количество денег, но они просто в принципе никому не нужны, поэтому они и не раскручиваются. В раскрутку «РосПила» никто не вложил ни копейки, тем не менее достаточно много людей его знают. Я просто думаю, что само это слово и само явление хорошо знакомо гражданам нашей страны. «РосПил» нуждается в рутинной, профессиональной, постоянной работе, а не в раскрутке. Его и так все, кому надо, знают.
Вы говорите, что в этот проект не вложено ни копейки. А как же кампании по сбору пожертвований?
На сегодня мы собрали примерно 7 миллионов рублей – все эти деньги мы потратим на зарплату юристам и на налоги с этой зарплаты. То есть мы не потратили ни копейки ни на создание сайта, ни на его продвижение, рекламу – это все исключительно зарплатные деньги. И мы, на самом деле, не вкладывались в какую-то рекламную кампанию по сбору этих пожертвований. Да, есть огромное количество людей, которым я очень сильно благодарен, которые совершенно бесплатно оказывают нам большую поддержку, пиарят, распространяют информацию и так далее. Но эти люди делают это не для какого-то продвижения в интернете, а потому что в принципе считают этот проект полезным. Если завтра он станет бесполезным, все перестанут его продвигать. Если он будет по-прежнему приносить какую-то пользу, значит, все будут продвигать его еще больше. Это очень просто, на самом деле.
Комментарии отсутствуют