Динамика медианных значений наблюдаемой и ожидаемой инфляции в 2018 и 2019 годах
Прямые оценки населением годовой инфляции: медианные значения
Источник данных: данные 27–85-й волн опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения». Статистическая погрешность не превышает 3,3%. Данные Росстата об ИПЦ за 2015–2019 годы
В период с апреля по июнь 2018 года медиана наблюдаемой годовой инфляции выросла с 8,3% до 10,6%, при том что годовая инфляция в этот период уменьшилась с 2,4% до 2,3%. Скачок оценок населения в мае и июне 2018 года в наибольшей степени был обусловлен резким ростом цен на бензин в эти месяцы. Бензин является одним из товаров-маркеров, рост цен на которые особенно болезненно влияет на оценки инфляции. Этот фактор, наряду с усилившим негативные оценки объявлением о предстоящем повышении пенсионного возраста, продолжал воздействовать на оценки населения до конца 2018 года, и даже в 2019 году, хотя цены на многие другие товары росли очень медленными темпами, а на некоторые – даже падали. Рост же инфляции с 2,3% в июне 2018 года до 5,2% в феврале 2019-го население как будто не заметило: медианные оценки наблюдаемой инфляции колебались в этот период в пределах 10,1–10,6%.
Оценки роста цен на бензин и другие товары и услуги
По вашим наблюдениям, на какие основные продукты, товары и услуги, перечисленные на карточке, цены за последний месяц выросли очень сильно?
Ответы на вопрос о том, на какие товары и услуги цены в прошедшем месяце выросли очень сильно, показывают, что упоминания о скачке цен на бензин ушли только через полтора года. Если накануне повышения, в апреле 2018 года, 21% опрошенных говорили, что цены на бензин выросли очень сильно, то в июне этот показатель достиг рекордного для всей истории измерений значения: 57%. Такую реакцию населения вызвал рост цен на бензин только за май на 5,6% и последовавшее за ним июньское повышение еще на 2,1%. В отношении других товаров и услуг летом 2018 года также наблюдался некоторый рост частоты их упоминания при ответе на вопрос об очень сильном росте цен, однако ни одна из позиций не показала подобного бензину взлета оценок. Впоследствии напряженность в оценках инфляции постепенно снижалась, и по большинству групп товаров и услуг в настоящее время находится на уровне, близком к апрелю 2018 года.
Динамика ответов на вопросы об изменении цен в годовой и месячной перспективе
Как, по вашему мнению, в целом изменились цены на продукты питания, непродовольственные товары и на услуги за прошедший месяц?
Оценки наблюдаемой инфляции в 2019 году устойчиво снижались, следуя за понижательным трендом измеряемой Росстатом инфляции. Если в январе 45% респондентов сказали, что цены в прошедшем месяце выросли очень сильно, то к декабрю этот показатель упал до 27%. Доля считающих, что цены в прошедшие 12 месяцев росли быстрее, чем раньше, после апрельского пика в 42% снизилась к декабрю до 30%. Инфляционные ожидания менее подвержены колебаниям и меняются как с учетом наблюдаемой инфляции, так и различных факторов, которые, по прогнозам населения, могут повлиять на рост цен. Несмотря на некоторый рост пессимистичных оценок предстоящего роста цен к концу 2019 года, в целом инфляционные ожидания в 2019 году были ниже, чем годом ранее.
Как, по вашему мнению, в целом изменятся цены на продукты питания, непродовольственные товары и на услуги в следующем месяце?
Как, по вашему мнению, в целом менялись цены за прошедшие 12 месяцев (год), то есть с октября 2018 года?
Как, по вашему мнению, в целом будут меняться цены в следующие 12 месяцев (год), то есть до октября 2020 года?
Ожидания относительно соответствия инфляции целевому значению Банка России
По официальным данным, в 2018 году рост цен в России составил 4,3%. Центральный банк РФ намерен добиваться, чтобы к концу 2019 года рост цен не превышал 4% в год. Как вы считаете, будет ли рост цен к концу 2019 года таким, как планирует Центральный банк?
Банк России с 2014 года перешел к политике таргетирования инфляции, то есть его действия направлены на поддержание инфляции вблизи заявляемого им уровня. Оценки населения достижимости таргета Банка России после ухудшения в середине 2018 года в 2019 году стали несколько лучше. Если в августе прошлого года 58% опрошенных считали, что инфляция будет выше 4%, то в декабре 2019-го такие оценки дали немногим более половины респондентов (54%, в ноябре – 51%). Однако в отношении трехлетнего периода доля дающих пессимистичный прогноз сохранятся на уровне, близком к 50%, с июля 2018 года.
Как вы считаете, а через три года рост цен будет выше или ниже, чем 4% в год? Или он будет составлять примерно 4% в год?
Помимо инфляционной тематики ФОМ измеряет широкий спектр показателей, относящихся к финансовому поведению россиян в рамках проекта «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» по заказу Банка России. Отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)
Комментарии отсутствуют