Итоги масштабного исследования малого бизнеса

в период локдауна (май-июнь 2020 года)

28 Августа 2020

Межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра (в том числе ФОМ), завершила работу над обширным аналитическим докладом «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии».

Доклад охватывает 15 исследовательских вопросов, изложенных в 15 главах. В нем раскрываются мотивы, заставлявшие бизнесменов уходить в подполье, описывается отношение бизнес-игроков к обязанности содержать сотрудников, рассказывается, какие типы предпринимателей с вводом ограничений впали в состояние ступора, а какие предприняли серьезные шаги по трансформации своего бизнеса и его адаптации к новым реалиям и др.

Исследование «Малый бизнес и пандемия» – собственная инициатива консорциума исследовательских компаний, возникшего в конце мая 2020 года (полный список компаний и регионов – на сайте ФОМ). Главная идея проекта заключалась в том, чтобы зафиксировать, как предприниматели переживают уникальную для российской и мировой истории ситуацию почти тотальной остановки потребительской и деловой активности, вызванной неэкономическими причинами, и понять, какие последствия это будет иметь для российского предпринимательского класса после окончания пандемии.

Полевая часть исследования проводилась в начале июня, когда и респонденты, и исследователи находились в режиме самоизоляции. Поэтому для взаимодействия с предпринимателями были использованы дистанционные методы: онлайн-фокус-группы и глубинные онлайн-интервью. Эти методы относятся к числу «качественных» – они не позволяют говорить о долях и процентах, но дают возможность глубже исследовать установки, ценности, мотивы, выделять типы людей. В число информантов попали 109 предпринимателей – представители отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. География исследования – 26 городов России (22 региона) от Анадыря до Калининграда. Онлайн-взаимодействие с участниками исследования осуществлялось на платформах Zoom и Microsoft Teams.

Александр Ослон, президент ФОМ: «По историческим меркам период локдауна длился мгновение, но для людей это была целая жизнь. Тот опыт, который получили предприниматели, борясь за сохранение своего дела, за сохранение своих сотрудников, обладает непреходящей ценностью для всего общества. Исследование зафиксировало этот опыт».

материалы
70% россиян (среди молодых – 83%) говорят, что им нравится, как выглядят российские купюры. К идее Центробанка сменить дизайн купюр хорошо относятся 20% россиян (среди молодых – 31%), плохо – 35% (среди старших – 40–42%), 41% сообщили о безразличии к этим планам
29% россиян знают о возможности создать в социальной сети виртуальный кошелёк для осуществления платежей, ещё 30% что-то об этом слышали. Сколько людей в России реально пользуются платежами в социальной сети, что их привлекает и что отталкивает от этого сервиса, читайте в сюжете.
Каждый десятый россиянин за последние полгода ни разу не расплачивался наличными. Как наши сограждане чаще всего оплачивают товары и услуги?
Услуги такси

22 Декабря

Пользовались за последний год такси 66% россиян; среди молодых – 86%, среди горожан – 71–73%. Уверены, что в их населенном пункте пользоваться такси безопасно, 69% участников опроса, небезопасным этот вид транспорта считают 18% россиян
Курс рубля

09 Декабря

За курсом рубля следят сейчас 45% наших сограждан. Только 22% участников опроса говорят, что изменения курса рубля не влияют на жизнь таких людей, как они. 47% отмечают сильное, 21% – слабое влияние курса российской валюты на их жизнь
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют