Итоги масштабного исследования малого бизнеса

в период локдауна (май-июнь 2020 года)

28 Августа 2020

Межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра (в том числе ФОМ), завершила работу над обширным аналитическим докладом «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии».

Доклад охватывает 15 исследовательских вопросов, изложенных в 15 главах. В нем раскрываются мотивы, заставлявшие бизнесменов уходить в подполье, описывается отношение бизнес-игроков к обязанности содержать сотрудников, рассказывается, какие типы предпринимателей с вводом ограничений впали в состояние ступора, а какие предприняли серьезные шаги по трансформации своего бизнеса и его адаптации к новым реалиям и др.

Исследование «Малый бизнес и пандемия» – собственная инициатива консорциума исследовательских компаний, возникшего в конце мая 2020 года (полный список компаний и регионов – на сайте ФОМ). Главная идея проекта заключалась в том, чтобы зафиксировать, как предприниматели переживают уникальную для российской и мировой истории ситуацию почти тотальной остановки потребительской и деловой активности, вызванной неэкономическими причинами, и понять, какие последствия это будет иметь для российского предпринимательского класса после окончания пандемии.

Полевая часть исследования проводилась в начале июня, когда и респонденты, и исследователи находились в режиме самоизоляции. Поэтому для взаимодействия с предпринимателями были использованы дистанционные методы: онлайн-фокус-группы и глубинные онлайн-интервью. Эти методы относятся к числу «качественных» – они не позволяют говорить о долях и процентах, но дают возможность глубже исследовать установки, ценности, мотивы, выделять типы людей. В число информантов попали 109 предпринимателей – представители отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. География исследования – 26 городов России (22 региона) от Анадыря до Калининграда. Онлайн-взаимодействие с участниками исследования осуществлялось на платформах Zoom и Microsoft Teams.

Александр Ослон, президент ФОМ: «По историческим меркам период локдауна длился мгновение, но для людей это была целая жизнь. Тот опыт, который получили предприниматели, борясь за сохранение своего дела, за сохранение своих сотрудников, обладает непреходящей ценностью для всего общества. Исследование зафиксировало этот опыт».

материалы
Предпочитают российские непродовольственные товары 16% участников опроса, импортные – 34%. Распределение ответов в группе молодых – 7 к 47%, в старшей группе – 27 к 15%. 41% участников исследования сообщили, что им неважно, где произведён товар
33% россиян уверены: отечественные продукты лучше импортных, 16% думают, что хуже, 36% разницы не видят. Среди продуктов, которые они предпочитают покупать из-за низкого качества российских аналогов, люди чаще всего называют сыры и фрукты
Три четверти россиян встречали в СМИ сообщения о мировом экономическом кризисе, вызванном пандемией. Такие сообщения вызывают тревогу, беспокойство у 47% наших сограждан. Столько же респондентов думают, что Россия сильно пострадает из-за кризиса
Следят за ценой нефти 43% россиян. 63% расценивают её как неблагоприятную для страны (13% –как благоприятную, 24% мнения не имеют). Судя по ответам на открытый вопрос, причинами снижения цены нефти чаще всего считаются пандемия коронавируса, выход России из сделки с ОПЕК+, падение спроса на нефть
Россиян просят оценить ситуацию в экономике – в статике и динамике, а также дать прогнозы на ближайшие несколько месяцев относительно её общего развития и относительно положения дел с ценами на товары, услуги, жильё, нефть, с доходами населения, безработицей, курсом рубля и т. д.
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют