Девять из каждых десяти россиян (89%) хотя бы раз за последние полгода платили за товары или услуги наличными, почти три четверти (72%) – банковской картой, половина (52%) – через онлайн-банк, треть (34%) – на сайтах магазинов или компаний, предоставляющих услуги. Более четверти (28%) прикладывают на кассе свой смартфон; около четверти (23%) обращаются к услугам операциониста в банке. Через платёжные сервисы социальных сетей осуществляли платежи 12% россиян.
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Наиболее популярной формой платежей пока остаётся оплата наличными, наименее популярна – оплата через платёжные сервисы социальных сетей.
Поговорим о различных способах оплаты товаров и услуг. Я буду называть способы оплаты, а вы скажите про каждый, пользовались ли вы им за последние полгода или нет. Итак, за последние полгода вы лично хотя бы раз что-нибудь оплачивали или не оплачивали следующим способом? (ответы «оплачивал(-а)»)
Молодые россияне несколько реже других платят традиционными способами (наличными и через операциониста банка) и заметно чаще других – более современными и технологичными способами, в том числе через сервисы социальных сетей.
Люди с высшим образованием заметно чаще других расплачиваются в кассе банковской картой или смартфоном, переводят деньги через онлайн-банк или на сайтах магазинов.
Способы оплаты покупок в группах по уровню образования
«Рекордсменами» по оплате покупок банковскими картами или смартфонами и «умными» часами являются москвичи. Платежи наличными у них в ходу гораздо меньше, чем у остальных жителей страны.
Способы оплаты покупок в группах по типу населенного пункта
Источник данных: фастФОМ – всероссийский телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше 16–18 февраля 2021 г. Ежедневно опрашиваются 300 респондентов. Расчет делается на суммарной выборке за три дня опроса, итоговый объем выборки – 931 респондент. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ).
Уход зарубежных производителей из России после начала СВО не повлиял на качество жизни 70% опрошенных, 27% респондентов отметили, что качество их жизни ухудшилось. Большинство опрошенных — 82% — не испытывают недостатка в каких-либо товарах, которые перестали поставляться в страну
12% опрошенных считают, что большинство магазинов на ноябрьских распродажах действительно снижают цены. Однако большинство респондентов (75%) убеждены, что магазины лишь создают видимость распродаж, не снижая или даже повышая цены
О ключевой ставке, которую устанавливает Центральный Банк России, знают или что-то слышали 55% россиян. 44% респондентов ничего не слышали о ней. За новостями, связанными с ключевой ставкой, следили внимательно 21% опрошенных, без особого внимания – 32%
Комментарии отсутствуют