ФОМ выпустил книгу «Социология пандемии. Проект коронаФОМ»

Вышла первая в серии «Социология пандемии» книга о проекте коронаФОМ и его первых результатах

05 Марта 2021

«С одной стороны, книга "Социология пандемии" была задумана так, чтобы дать полное представление о смысле и структуре коронаФОМ. С другой стороны, в ней хотелось представить основные результаты коронаФОМ по всем его исследовательским направлениям», – пишет в предисловии президент ФОМа Александр Ослон.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Книга рассказывает о ключевых направлениях проекта: Новый образ жизни, Экономика и пандемия, Медики и пандемия, Корпорации и пандемия, Малый бизнес и пандемия, знакомит читателей с результатами ежедневного социологического мониторинга коронаЗонд (к-Зонд), а также отражает работу по другим направлениям.

«Социология пандемии. Проект коронаФОМ» – это содержательный путеводитель по огромному массиву информации: аналитическим текстам, таблицам и другим материалам, опубликованным на сайте и в облаке проекта.

Иллюстрированное издание объемом 320 страниц состоит из 11 глав. Каждому направлению посвящена своя глава. Так, в главе 1 рассказывается об общем замысле проекта, его целях, задачах, структуре и перспективах развития. Особое внимание уделено социологии новой, пандемической, реальности (пан-реальности): подробно описаны ее признаки, свойства и методы исследования.

С первых дней проекта идет социологический мониторинг для отслеживания быстро меняющегося пандемического контекста. Инструментами мониторинга стали ежедневный телефонный опрос населения (к-Зонд) и регулярный контент-анализ социальных сетей и медиа. Результаты в виде динамики индикаторов, характеризующих социологические и медийные изменения, представлены в главе 2.

Наблюдения за тем, как в разные периоды пандемии менялись настроения, ожидания и поведение россиян, а также за сломом привычного порядка повседневности, возникновением новых социальных и обыденных практик, составляющих особый, пандемический, образ жизни зафиксированы в главах 3 и 4.

Регулярные опросы, выполненные по заказу Банка России, позволили проанализировать экономические последствия пандемии, выяснить их специфику и риски для населения, экономики и социальной стабильности, а также выявить наиболее пострадавшие социальные группы. Об этом – глава 5.

Пандемия в той или иной степени затронула все социальные группы. Но именно медики оказались на передовой борьбы с болезнью. Изменилось все: режим и структура работы, отношения с пациентами и коллегами, отношение общества к этой профессии. Наконец, каждый из медиков оказался перед выбором: уйти или продолжать работать, несмотря на угрозу заболеть и заразить близких. Самоотверженная борьба медиков, трудности, с которыми они столкнулись, их переживания нашли отражение в главе 6.

Пан-реальность стала испытанием практически для всех руководителей, и далеко не все его выдержали: кто-то закрыл бизнес, кто-то перешел в режим ожидания, а кто-то нашел новые пути развития, увидел перспективы и стал сильнее. Мозаика реакций и рефлексий корпоративного мира отражена в серии интервью с бизнесменами и представлена в главе 7.

Важную социальную роль играет и малый бизнес: он обеспечивает большую часть товаров и услуг для повседневной жизни населения и создает около четверти рабочих мест в стране, а пандемия на какое-то время лишила его возможности работать и зарабатывать. Для изучения этой ситуации 24 исследовательские организации провели в 18 регионах России онлайн фокус-группы с предпринимателями. Этому направлению посвящена глава 8.

Новая реальность породила попытки ее осмыслить, понять, принять и заглянуть в будущее. Беседы с социальными мыслителями и исследователями о трансформациях в обществе и изменениях в повседневности, вызванных пандемией, приведена в главе 9.

А глава 10 представляет собой описание двух коллекций: рефератов и ссылок на тексты в интернете, авторы которых осмысляют новую реальность, и «социальных антител» – видеороликов, отражающих разнообразные реакции людей на пандемию.

Любой проект создается для людей и живет благодаря им. Поэтому информацию важно правильно подать и доставить читателям. Заключительная, 11-я, глава посвящена описанию коммуникационных технологий, с помощью которых сайт коронаФОМ наполняется исследовательским контентом, а аудитория через специальные «каналы доставки» получает информацию о наиболее интересных и значимых результатах проекта.

Книга будет интересна как широкому кругу читателей, так и представителям профессиональных сообществ: социальным исследователям, экспертам, аналитикам в сфере экономики, медикам, руководителям, сотрудникам органов власти и управления, предпринимателям, а также всем, кто интересуется социальными последствиями пандемии. Она даст начало серии «Социология пандемии», в которой выйдут книги, посвященные отдельным направлениям проекта.

Книга «Социология пандемии. Проект коронаФОМ» доступна в электронном варианте, в скором времени выйдет печатная версия.

Все материалы проекта коронаФОМ – на сайте https://covid19.fom.ru/

материалы
46% россиян сообщили, что им доводилось участвовать в опросах. 26% участвовали в исследованиях на социально-политические темы, 14% – в опросах о потребительских предпочтениях (остальные затрудняются сказать, о чем их спрашивали). Интересовались результатами опроса, в котором участвовали, 5% россиян
Русский язык

26 Октября

71% участников общероссийского опроса утверждают, что любили уроки русского в школе. 70% россиян могут сказать о себе, что они говорят по-русски правильно, почти без ошибок. Столько же участников опроса сообщили, что и пишут они грамотно, ошибок не делая
43% участников опроса оценили опыт дистанционного школьного обучения как в целом успешный, 36% с ними не согласились. Их аргументы: плохо объяснялся материал, учителя были не подготовлены, не было прямого общения с учениками, вся система не отработана
Опросы общественного мнения нужны, считают 80% россиян, и только 13% с ними не соглашаются. Доверяют результатам опросов 48%, не доверяют – 36% наших сограждан
Школьники есть в семьях 39% респондентов. Этой группе задавались вопросы о возвращении к очному формату учёбы после пандемии и о тратах на сборы ребенка в школу
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют