ФОМ выпустил книгу «Социология пандемии. Проект коронаФОМ»

Вышла первая в серии «Социология пандемии» книга о проекте коронаФОМ и его первых результатах

05 Марта 2021

«С одной стороны, книга "Социология пандемии" была задумана так, чтобы дать полное представление о смысле и структуре коронаФОМ. С другой стороны, в ней хотелось представить основные результаты коронаФОМ по всем его исследовательским направлениям», – пишет в предисловии президент ФОМа Александр Ослон.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Книга рассказывает о ключевых направлениях проекта: Новый образ жизни, Экономика и пандемия, Медики и пандемия, Корпорации и пандемия, Малый бизнес и пандемия, знакомит читателей с результатами ежедневного социологического мониторинга коронаЗонд (к-Зонд), а также отражает работу по другим направлениям.

«Социология пандемии. Проект коронаФОМ» – это содержательный путеводитель по огромному массиву информации: аналитическим текстам, таблицам и другим материалам, опубликованным на сайте и в облаке проекта.

Иллюстрированное издание объемом 320 страниц состоит из 11 глав. Каждому направлению посвящена своя глава. Так, в главе 1 рассказывается об общем замысле проекта, его целях, задачах, структуре и перспективах развития. Особое внимание уделено социологии новой, пандемической, реальности (пан-реальности): подробно описаны ее признаки, свойства и методы исследования.

С первых дней проекта идет социологический мониторинг для отслеживания быстро меняющегося пандемического контекста. Инструментами мониторинга стали ежедневный телефонный опрос населения (к-Зонд) и регулярный контент-анализ социальных сетей и медиа. Результаты в виде динамики индикаторов, характеризующих социологические и медийные изменения, представлены в главе 2.

Наблюдения за тем, как в разные периоды пандемии менялись настроения, ожидания и поведение россиян, а также за сломом привычного порядка повседневности, возникновением новых социальных и обыденных практик, составляющих особый, пандемический, образ жизни зафиксированы в главах 3 и 4.

Регулярные опросы, выполненные по заказу Банка России, позволили проанализировать экономические последствия пандемии, выяснить их специфику и риски для населения, экономики и социальной стабильности, а также выявить наиболее пострадавшие социальные группы. Об этом – глава 5.

Пандемия в той или иной степени затронула все социальные группы. Но именно медики оказались на передовой борьбы с болезнью. Изменилось все: режим и структура работы, отношения с пациентами и коллегами, отношение общества к этой профессии. Наконец, каждый из медиков оказался перед выбором: уйти или продолжать работать, несмотря на угрозу заболеть и заразить близких. Самоотверженная борьба медиков, трудности, с которыми они столкнулись, их переживания нашли отражение в главе 6.

Пан-реальность стала испытанием практически для всех руководителей, и далеко не все его выдержали: кто-то закрыл бизнес, кто-то перешел в режим ожидания, а кто-то нашел новые пути развития, увидел перспективы и стал сильнее. Мозаика реакций и рефлексий корпоративного мира отражена в серии интервью с бизнесменами и представлена в главе 7.

Важную социальную роль играет и малый бизнес: он обеспечивает большую часть товаров и услуг для повседневной жизни населения и создает около четверти рабочих мест в стране, а пандемия на какое-то время лишила его возможности работать и зарабатывать. Для изучения этой ситуации 24 исследовательские организации провели в 18 регионах России онлайн фокус-группы с предпринимателями. Этому направлению посвящена глава 8.

Новая реальность породила попытки ее осмыслить, понять, принять и заглянуть в будущее. Беседы с социальными мыслителями и исследователями о трансформациях в обществе и изменениях в повседневности, вызванных пандемией, приведена в главе 9.

А глава 10 представляет собой описание двух коллекций: рефератов и ссылок на тексты в интернете, авторы которых осмысляют новую реальность, и «социальных антител» – видеороликов, отражающих разнообразные реакции людей на пандемию.

Любой проект создается для людей и живет благодаря им. Поэтому информацию важно правильно подать и доставить читателям. Заключительная, 11-я, глава посвящена описанию коммуникационных технологий, с помощью которых сайт коронаФОМ наполняется исследовательским контентом, а аудитория через специальные «каналы доставки» получает информацию о наиболее интересных и значимых результатах проекта.

Книга будет интересна как широкому кругу читателей, так и представителям профессиональных сообществ: социальным исследователям, экспертам, аналитикам в сфере экономики, медикам, руководителям, сотрудникам органов власти и управления, предпринимателям, а также всем, кто интересуется социальными последствиями пандемии. Она даст начало серии «Социология пандемии», в которой выйдут книги, посвященные отдельным направлениям проекта.

Книга «Социология пандемии. Проект коронаФОМ» доступна в электронном варианте, в скором времени выйдет печатная версия.

Все материалы проекта коронаФОМ – на сайте https://covid19.fom.ru/

материалы
Доверие опросам

30 Декабря

ФОМ провел исследование, чтобы выяснить, доверяют ли россияне опросам общественного мнения
Блестящий ученый, Михаил Константинович был одним из лидеров изучения массового сознания. Его базовые труды посвящены радикальной трансформации российского общества в постсоветский период, вопросам социального расслоения и национальной идентичности.
Обществознание

08 Октября

Большинство россиян (67%) говорят, что в их школьные годы преподавали обществознание. 47% респондентов предмет нравился, а 11% — нет. У 28% опрошенных обществознания не было в программе
Лариса Паутова – управляющий директор ФОМа – выступит модератором секции «Доверие – ресурс стратегического развития» с участием представителей власти, общественных организаций, культуры, медиа
53% россиян владеют иностранными языками, чаще всего это английский или немецкий. 46% опрошенных вообще не знают никаких иностранных языков
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют