Идея о предстоящем конце света присутствует во многих религиях мира. В европейских цивилизациях она связана прежде всего с христианскими представлениями о Конце света и Страшном суде. Они должны подвести итог человеческой истории. Они неизбежны и неуклонно приближаются. Развернутое описание этих – грядущих – событий изложено в самой ранней христианской книге: Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе. Однако в ней нет ответа на самый животрепещущий вопрос: когда они наступят.
Дату светопреставления обычно пытались и пытаются рассчитать, опираясь на канонические библейские тексты, а также на многочисленные апокрифы (литературные произведения, рассказывающие о библейских персонажах и событиях, но по тем или иным причинам не включенные в библейский канон). Чаще всего подобные расчеты основывались на библейской книге Бытия, согласно которой мир был создан в шесть дней, а на седьмой день Бог почил от дел. Поскольку в Ветхом и Новом Заветах неоднократно упоминается, что один Божественный день равен тысяче «нормальных» лет: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» (Пс 89 5), «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет 3 8), в конце седьмого тысячелетнего «дня» и должно наступить «Царство Славы». Эта идея впервые была сформулирована в раннехристианском апокрифическом Послании апостола Варнавы, которое обычно датируется 130 годом нашей эры. Именно поэтому многие учителя и отцы Церкви (Ириней Лионский, Ипполит Римский, Лактанций, Юлий Илариан, Блаженный Августин и другие) ожидали конца света еще в 6000 году «от Сотворения мира», то есть в 492 году нашей эры.
После этого во многих странах Западной Европы ожидали наступления «конца времен» в 1000 году от Рождества Христова.
Когда и эта дата миновала, многие богословы (Георгий Кедрин, Григорий Коринфский, Никифор Каллист и др.) перенесли срок светопреставления на конец седьмого тысячелетия «от Сотворения мира». Поэтому в XV веке греческие и древнерусские пасхалии составлялись только до 7000 года «от Сотворения мира» (1492 год нашей эры).
Другие даты наступления Конца света опирались на указания апокрифов, что человек был создан якобы 25 марта, на 25 марта пришлось Благовещение, 25 же марта был якобы распят Христос, и соответственно Конец света должен настать в год, когда Пасха придется на Благовещение (так называемая кириопасха). Поэтому годы, на которые выпадала кириопасха, тщательно рассчитывались и к их наступлению специально готовились (кстати, одним из таких годов был 6888 / 1380 год, в котором произошла знаменитая Куликовская битва).
В Геннадиевской Библии 1499 года (первой полной славянской Библии, составленной по поручению новгородского архиепископа Геннадия) Новый Завет завершается еще одним расчетом даты окончания мира, приписываемым римскому епископу Ипполиту. Он утверждал, что дьявол находится в заточении сроком на 1000 лет. Ипполит считал, что дьявола пленил Христос во время Своего сошествия в ад в 5533 году по аннианской эре (насчитывавшей 5500 лет от Сотворения мира до Рождества Христова). Тысяча лет должна истечь, соответственно, в 6533 году, когда дьявол будет отпущен «на малое время», а именно на 3 с половиной года. В 6537 году (который в данном случае соответствовал 1037 году нашей эры), по Ипполиту, должен был наступить Конец света.
В связи с этим расчетом уже не кажется случайным стечение в 1037–1038 годах таких событий, как строительство киевских Золотых ворот и храма святой Софии, учреждение в Киеве монастырей святых Георгия и Ирины, произнесение Иларионом в надвратной Благовещенской церкви Слова о Законе и Благодати, создание первого древнерусского летописного произведения (условно называемого Древнейшим сводом). Судя по всему, перед нами – след колоссального по напряжению первого на Руси ожидания заранее рассчитанного конца земной жизни...
Когда же все эти даты проходили, наступало разочарование. Но тут же вспоминали: в Библии прямо говорится, что дата светопреставления никому неизвестна, – кроме Самого Господа; об этом напоминает апостолам и Иисус Христос перед Своим Вознесением. Неоднократно Писание упоминает, что «день Господень» наступит неожиданно, «как тать ночью» (1 Фес 5 1). Начинали говорить и о том, что библейское упоминание тысячи лет «как одного дня» означало неопределенное время (так считал, например, Иосиф Волоцкий)...
Но тут же люди приступали к новым расчетам, «уточнявшим» прежние предсказания, – уж больно хотелось узнать, когда же наступит конец земной истории человечества.
Так поступил и последний из «предсказателей», калифорнийский проповедник Гарольд Кэмпинг: после того как «абсолютно точно рассчитанная» им дата – 21 мая нынешнего года – прошла, он тут же выступил с заявлением, что «немного» ошибся (как, впрочем, и 19 лет назад, когда он уже напророчил кончину мира 15 сентября 1994 года). Теперь он велел всем готовиться к 21 октября...
Хорошо бы напомнить ему, что он – не Господь Бог...
Комментарии отсутствуют