Кто и сколько?
В ходе опроса, проведенного в апреле 2013 года, 64% наших сограждан причислили себя к православным, 6% – к мусульманам, по 1% – к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. 25% россиян верующими себя не считают.
Группа православных неоднородна. Попытки создать «общий портрет» приведут к чрезмерному огрублению описания. Используя методику В. Чесноковой, мы разделили всех причисляющих себя к православным на 5 типов: воцерковленные, полувоцерколвенные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные. Попробуем разобраться, кто же это и каков численный состав этих групп.
Воцерковленные (12% от всех православных)
Представители этой группы посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Правда надо заметить, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, положенные к чтению. И только 14% принадлежащих к данной группе читают эти тексты регулярно. Если говорить о социальной структуре, то ядро воцерковленных в России составляют неработающие пенсионеры, а точнее пенсионерки. Воцерковленные, отметим, чаще, чем население в целом, считают, что Владимир Путин работает на своем посту хорошо.
Полувоцерковленные (33% от всех православных)
Посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих. В этой группе тоже преобладают женщины.
Немного воцерковленные (31% от всех православных)
Отличительной чертой данной группы является то, что эти люди посещают храм 1-2 раза в год, редко причащаются (больше половины – 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся церковными молитвами, не соблюдают постов. По социально-демографическим характеристикам представители этой группы практически не отличаются от всего населения.
Слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных) очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими, а не церковными молитвами. В этих группах гораздо больше мужчин, чем в остальных группах православных. Среди верующих этого типа можно чаще встретить людей с образованием ниже среднего, сельских жителей, молодежь, рабочих.
По сравнению с 2000-м годом количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих), в то время как число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть происходит рост воцерковленности.
О природе национальной веры
Но гораздо интереснее и сложнее вопрос о смыслах, которые сами верующие вкладывают в свою «личную религию». Чтобы к этим смыслам подобраться, мы адаптировали для российских реалий исследование, проведенное в США в 2005 году: специфика отечественной религиозности виднее на фоне христианской религиозности иного типа. Надо отметить, что в Америке людей, не верящих в Бога, значительно меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%) – протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) – католики. Далее мы представим сравнительный анализ ответов верующих в США и в России на вопросы о вере и религии.
Первый вопрос звучал следующим образом: «Как вы думаете, что является самой важной целью молитвы?» В нашей стране люди чаще всего видят в молитве способ попросить о помощи для себя, а уже потом – способ поблагодарить Бога, получить наставление на путь истинный. В американском опросе ответ «попросить помощи для себя» занимает последнее место. Получается, что цель молитвы для россиян – в первую очередь прагматично-эгоистическая. На вопрос «Когда вы особенно сильно чувствуете связь с Богом?» как американцы, так и россияне чаще всего отвечают: «Когда молюсь один». На втором же месте в опросе жителей США оказывается позиция «на природе». Что касается наших сограждан, то только 4% выбрали этот ответ (среди москвичей – 10%). А вот мусульмане чаще, чем остальные верующие, ощущают связь с Богом во время коллективной молитвы. Это связано с тем, что ислам в принципе в гораздо большей степени, чем христианство, религия «коллективистская». Вообще не чувствуют связи с Богом практически пятая часть православных (17%).
Но главный вопрос, в котором явно обозначилось различие между нашими и американскими верующими, затрагивал субъективный смысл религиозных переживаний («Скажите, пожалуйста, что вам в первую очередь даёт ваша вера?»). Выяснилось, что для россиян чаще всего религия придает жизни смысл и цель (21%). Причем в гораздо большей степени это касается воцерковленных. Для американцев же вера в первую очередь помогает установить личные отношения с Богом (39%). В нашем опросе лишь 6% россиян выбрали эту позицию. Различие – более чем существенное, даже с учетом того, что опросы проводились в разное время и по разной методике. Попробуем понять, чем оно может быть вызвано, заранее признавая, что наши предположения – лишь гипотеза.
Для американцев, и в частности для протестантов, в том, как они верят, есть аспект партнерства с Богом. Вера помогает установить с ним личные отношения. А любые личные отношения подразумевают взаимную ответственность. Кроме того, личные отношения невозможно установить с чем-то абстрактным. Бог оказывается персонифицированным, пусть и высшим существом. Если говорить о том, как интерпретируется коммуникация с Богом верующими в нашей стране, то модель тут скорее патерналистская: я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно того, что он есть. Бог трансцендентен. А значит, такая коммуникация требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.
Религиозность православных в современной России можно, следуя за антропологом Брониславом Малиновским, назвать магической. В своей работе «Магия. Наука. Религия» он проводит различия между религией и магией. Под последней подразумеваются повседневные практики, когда человек в собственных интересах использует, подчиняет себе «ману» – безличную природную силу, способную исполнять просьбы и желания. Религия же – гораздо более сложное образование, основанное не на механически выполняемых обрядах, а на сложившемся мировоззрении, догматах, социальном кодексе, выстраивании сложных отношений с высшим существом.
Иначе говоря, религиозность значительной части православных ограничивается обрядовой составляющей. И это лучше всего видно из статистики чтения священных текстов (52% православных никогда их не открывали). Ведь священный текст является основой религии: его не просто читают, его чтят, к нему обращаются в поисках смыслов. Кроме того, при чтении текста верующий взаимодействует с сакральным знанием напрямую, без посредников. В отличие от многих других практик, которые монополизированы церковью. Ему самому приходится прилагать усилия для интерпретации прочитанного, сверки собственного опыта с эталоном.
Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных, следуя в данном случае индуистской традиции, верят в реинкарнацию. В нашей анкете блок вопросов про религиозность соседствовал с блоком вопросов о внеземных цивилизациях. Когда мы сопоставили некоторые ответы, оказалось, что именно воцерковленные чаще, чем остальные, верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и контактировали с людьми. Можно предположить, что значимую составляющую православной религиозности составляет иррациональное сознание как таковое, и оно, безусловно, эклектично: вера в сверхъестественное распространяется на любые явления мистического свойства.
Фонд Общественное Мнение благодарит постоянного и активного пользователя сайта fom.ru Дмитрия, который предложил провести исследование на тему религиозности «по следам» американского опроса.
Комментарии отсутствуют