«Верит – не верит»: особенности российской религиозности

О религиозности россиян и американцев

14 Июня 2013

Госдума приняла закон о защите чувств верующих. Несмотря на изменения, которые он претерпевал в ходе чтений, дискуссии о его своевременности и содержании не утихают. В этих диспутах часто строятся предположения о грядущих коллизиях, которые закон должен урегулировать. Но чтобы прогнозировать такие коллизии, надо, видимо, присмотреться к природе российской религиозности. Данные опроса ФОМа позволяют поразмыслить над этим и в конечном счете взглянуть на развернувшуюся полемику под новым углом.

Кто и сколько?

В ходе опроса, проведенного в апреле 2013 года, 64% наших сограждан причислили себя к православным, 6% – к мусульманам, по 1% – к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. 25% россиян верующими себя не считают.

Группа православных неоднородна. Попытки создать «общий портрет» приведут к чрезмерному огрублению описания. Используя методику В. Чесноковой, мы разделили всех причисляющих себя к православным на 5 типов: воцерковленные, полувоцерколвенные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные. Попробуем разобраться, кто же это и каков численный состав этих групп.

Воцерковленные (12% от всех православных)

Представители этой группы посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Правда надо заметить, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, положенные к чтению. И только 14% принадлежащих к данной группе читают эти тексты регулярно. Если говорить о социальной структуре, то ядро воцерковленных в России составляют неработающие пенсионеры, а точнее пенсионерки. Воцерковленные, отметим, чаще, чем население в целом, считают, что Владимир Путин работает на своем посту хорошо.

Полувоцерковленные (33% от всех православных)

Посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих. В этой группе тоже преобладают женщины.

Немного воцерковленные (31% от всех православных)

Отличительной чертой данной группы является то, что эти люди посещают храм 1-2 раза в год, редко причащаются (больше половины – 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся церковными молитвами, не соблюдают постов. По социально-демографическим характеристикам представители этой группы практически не отличаются от всего населения.

Слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных) очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими, а не церковными молитвами. В этих группах гораздо больше мужчин, чем в остальных группах православных. Среди верующих этого типа можно чаще встретить людей с образованием ниже среднего, сельских жителей, молодежь, рабочих.

По сравнению с 2000-м годом количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих), в то время как число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть происходит рост воцерковленности.

О природе национальной веры

Но гораздо интереснее и сложнее вопрос о смыслах, которые сами верующие вкладывают в свою «личную религию». Чтобы к этим смыслам подобраться, мы адаптировали для российских реалий исследование, проведенное в США в 2005 году: специфика отечественной религиозности виднее на фоне христианской религиозности иного типа. Надо отметить, что в Америке людей, не верящих в Бога, значительно меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%) – протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) – католики. Далее мы представим сравнительный анализ ответов верующих в США и в России на вопросы о вере и религии.

Первый вопрос звучал следующим образом: «Как вы думаете, что является самой важной целью молитвы?» В нашей стране люди чаще всего видят в молитве способ попросить о помощи для себя, а уже потом – способ поблагодарить Бога, получить наставление на путь истинный. В американском опросе ответ «попросить помощи для себя» занимает последнее место. Получается, что цель молитвы для россиян – в первую очередь прагматично-эгоистическая. На вопрос «Когда вы особенно сильно чувствуете связь с Богом?» как американцы, так и россияне чаще всего отвечают: «Когда молюсь один». На втором же месте в опросе жителей США оказывается позиция «на природе». Что касается наших сограждан, то только 4% выбрали этот ответ (среди москвичей – 10%). А вот мусульмане чаще, чем остальные верующие, ощущают связь с Богом во время коллективной молитвы. Это связано с тем, что ислам в принципе в гораздо большей степени, чем христианство, религия «коллективистская». Вообще не чувствуют связи с Богом практически пятая часть православных (17%).

Но главный вопрос, в котором явно обозначилось различие между нашими и американскими верующими, затрагивал субъективный смысл религиозных переживаний («Скажите, пожалуйста, что вам в первую очередь даёт ваша вера?»). Выяснилось, что для россиян чаще всего религия придает жизни смысл и цель (21%). Причем в гораздо большей степени это касается воцерковленных. Для американцев же вера в первую очередь помогает установить личные отношения с Богом (39%). В нашем опросе лишь 6% россиян выбрали эту позицию. Различие – более чем существенное, даже с учетом того, что опросы проводились в разное время и по разной методике. Попробуем понять, чем оно может быть вызвано, заранее признавая, что наши предположения – лишь гипотеза.

Для американцев, и в частности для протестантов, в том, как они верят, есть аспект партнерства с Богом. Вера помогает установить с ним личные отношения. А любые личные отношения подразумевают взаимную ответственность. Кроме того, личные отношения невозможно установить с чем-то абстрактным. Бог оказывается персонифицированным, пусть и высшим существом. Если говорить о том, как интерпретируется коммуникация с Богом верующими в нашей стране, то модель тут скорее патерналистская: я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно того, что он есть. Бог трансцендентен. А значит, такая коммуникация требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.

Религиозность православных в современной России можно, следуя за антропологом Брониславом Малиновским, назвать магической. В своей работе «Магия. Наука. Религия» он проводит различия между религией и магией. Под последней подразумеваются повседневные практики, когда человек в собственных интересах использует, подчиняет себе «ману» – безличную природную силу, способную исполнять просьбы и желания. Религия же – гораздо более сложное образование, основанное не на механически выполняемых обрядах, а на сложившемся мировоззрении, догматах, социальном кодексе, выстраивании сложных отношений с высшим существом.

Иначе говоря, религиозность значительной части православных ограничивается обрядовой составляющей. И это лучше всего видно из статистики чтения священных текстов (52% православных никогда их не открывали). Ведь священный текст является основой религии: его не просто читают, его чтят, к нему обращаются в поисках смыслов. Кроме того, при чтении текста верующий взаимодействует с сакральным знанием напрямую, без посредников. В отличие от многих других практик, которые монополизированы церковью. Ему самому приходится прилагать усилия для интерпретации прочитанного, сверки собственного опыта с эталоном.

Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных, следуя в данном случае индуистской традиции, верят в реинкарнацию. В нашей анкете блок вопросов про религиозность соседствовал с блоком вопросов о внеземных цивилизациях. Когда мы сопоставили некоторые ответы, оказалось, что именно воцерковленные чаще, чем остальные, верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и контактировали с людьми. Можно предположить, что значимую составляющую православной религиозности составляет иррациональное сознание как таковое, и оно, безусловно, эклектично: вера в сверхъестественное распространяется на любые явления мистического свойства.


Фонд Общественное Мнение благодарит постоянного и активного пользователя сайта fom.ru Дмитрия, который предложил провести исследование на тему религиозности «по следам» американского опроса.

материалы
События года

17 Декабря

Россияне называют самые значительные события 2024 года
Человек года

17 Декабря

В преддверии Нового года ФОМ традиционно подводит итоги уходящего и просит россиян назвать человека года в различных сферах: культуре, спорте и политике
ФОМ провёл опрос, в котором респондентов спрашивали о том, что они понимают под традиционными ценностями и насколько, по их мнению, эти ценности распространены в обществе
37% участников опроса считают, что российское общество в целом можно назвать справедливым, 44% думают, что оно скорее несправедливо. 69% респондентов полагают, что сегодня более справедливо устроено российское общество, 8% – что стран Западной Европы
По мнению россиян, современную молодёжь от тех, кто постарше, отличает в основном иной менталитет, другие взгляды на жизнь и другое воспитание. Они также называли такие черты, как развязность и невоспитанность, но в то же время отмечали ум, продвинутость и владение новыми технологиями
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют