В 2004 году новости футбола интересовали жителей Германии в пять раз больше, чем собственное здоровье. По крайней мере, так обстояло дело с пользователями интернета. Тогда, по статистике Google, на каждые сто поисков по футбольной тематике приходилось лишь двадцать запросов, связанных с медициной.
Прошло четыре года, и жители Германии вдруг вспомнили о своем здоровье. В 2008 доля интересующихся медициной пользователей стала расти. Так быстро, что всего за два года увеличилась в три раза. Приоритеты поменялись не только у немцев, но и в других странах. Что-то заставило людей серьезно задуматься о своем здоровье. Экономист Клаус Циммерман из университета Бонна уверен: это был мировой финансовый кризис.
Источник: Health and Well-Being in the Crisis (2011). Nikolaos Askitas, Klaus F. Zimmermann.
Немецкий ученый проанализировал поисковые запросы, сделанные пользователями Google из стран «Большой восьмерки». Он поднял архив за 6 лет — начиная с 2004 года. Экономиста интересовали люди, обеспокоенные тем, как сохранить свое здоровье. «Когда дело касается медицины, анкеты и опросы работают плохо, — объясняет Циммерман. — Например, мало какой мужчина признается, что у него депрессия. Ведь считается, что это типично женская болезнь». Скорее всего, участник такого опроса умолчит о своей болезни. Но потом он сядет за компьютер, выйдет в интернет и забьет в строку поиска Google что-нибудь вроде «что такое депрессия?». Тут-то ученые его и сосчитают.
Циммерман пересчитал не только пользователей, обеспокоенных депрессией. В его список попали и те, кто интересовался болезнями посерьезнее. Например, искал странички с описаниями симптомов инсульта или инфаркта. Количество таких посетителей Google начало стремительно расти в конце 2008 года. Сразу после того, как правительство США признало, что американская экономика находится в глубоком кризисе.
Экономист уверен: это не случайное совпадение. «Финансовые проблемы и безработица вызывают сильный стресс, — рассуждает он. — А то, что психологический дискомфорт рано или поздно приводит к болезням, вполне доказано».
Пользуясь поисковой статистикой Google, ученый восстановил картину того, как волна заболеваний накрыла страны «Большой восьмерки». Первым делом кризис ударил по здоровью жителей США и Франции. Потом заболела Италия, за ней Германия и Великобритания, Канада.
Отдельный случай – Россия и Япония. У жителей этих стран проблемы со здоровьем начались еще до кризиса – зимой 2008 года. Статистика Google не говорит, в чем причина. Зато по ней отлично видно: когда пришла рецессия, в России и Японии резко стало еще хуже.
Захворавшие пользователи сети искали не только информацию о своих
болезнях. Еще их очень интересовали лекарства. Циммерман доказал, что с
наступлением кризиса люди стали чаще гуглить странички с описанием
побочных эффектов самых разных препаратов. «По всей вероятности,
потому что они их принимали или собирались делать это», – считает
ученый. По его наблюдениям, больше всего рецессия помогла раскрутке антидепрессантов.
Комментарии отсутствуют