Выборы президента: итоговый прогноз

Последняя попытка предсказать распределение голосов

04 Марта 2012

Итоговый прогноз, представленный ФОМ на конкурс прогнозов в запечатанном конверте, учитывает данные последнего предвыборного опроса (27–29 февраля). Он был передан в ЦИК 2 марта в 13:30, но не мог быть обнародован до 4 марта, так как законодательство запрещает публикацию рейтингов и прогнозов в последние пять дней перед выборами.

Скачать таблицу
Итоговый прогноз
Предварительный прогноз
Рейтинг
Текущий прогноз
% от опрошенных
% от участников голосования
Предварительный прогноз базируется на текущих прогнозах – «моментальных снимках» политических настроений, но при его построении предпринимается попытка учесть вероятную динамику этих настроений в оставшееся до выборов время. В ближайшие дни ФОМ проведет еще один опрос и подготовит уже окончательный, итоговый прогноз, который будет в запечатанном конверте отправлен в ЦИК на конкурс прогнозов. Но опубликован до выборов он не будет: закон не позволяет. Подробнее...
Текущий прогноз строится с учетом рейтинга и ответов на другие вопросы о политических предпочтениях. Прогноз приводится в процентах от от числа тех, кто, согласно расчетной модели, пойдет голосовать. Подробнее...
Предварительный прогноз строится на основе текущих прогнозов и еженедельных опросов «ФОМнибус»
Итоговый прогноз строится на основе текущих прогнозов и еженедельных опросов «ФОМнибус»
Источник: Опрос «ФОМнибус», 64 субъекта РФ, 204 населенных пункта, 3000 респондентов
Источник: текущие прогнозы построены на основе опроса «МегаФОМ», проходившего в январе 2012 года, и еженедельных опросов «ФОМнибус»

Последний предвыборный опрос ФОМ, проведенный 27–29 февраля, подтвердил предположение об укреплении электоральных позиций В. Путина на финише кампании. Уже текущий прогноз на конец февраля «давал» премьеру больше голосов, чем он, как мы полагали, должен получить в ходе реального голосования. Исходя из этого, мы экстраполировали указанную тенденцию на оставшиеся до выборов дни и повысили итоговый прогноз для фаворита.

Последний опрос зафиксировал также незначительное снижение показателей электоральной привлекательности Г. Зюганова, М. Прохорова и С. Миронова. Эти тренды также нашли отражение в итоговом прогнозе.

Некоторое ослабление позиций Г. Зюганова – основного конкурента В. Путина – является прямым следствием роста популярности последнего, тем более что основные посылы агитационной кампании В. Путина во многом адресованы именно тем, кто склонен в той или иной мере симпатизировать компартии. При этом стоит обратить внимание на то, что значение итогового прогноза для Г. Зюганова близко к среднему текущему прогнозу этого кандидата за последний месяц.

Ослабление позиций С. Миронова нами ожидалось, и, увидев в данных подтверждение наших предположений, мы сочли возможным еще немного снизить прогноз для лидера «эсеров».

Последний опрос вроде бы «вернул» В. Жириновскому третье место в гонке, которое он занимал на протяжении всей кампании – вплоть до 25-26 февраля. Последний текущий прогноз для лидера ЛДПР – выше, чем для М. Прохорова (9,2 и 8,4% соответственно). И здесь – самая большая интрига последнего этапа кампании. Мы все же сочли правильным не принимать в расчет в итоговом прогнозе последнее повышение рейтинга В. Жириновского (оно вполне может быть случайным – масштабы изменений гораздо ниже статистической погрешности). Учитывая и реакцию избирателей на предвыборную кампанию лидера ЛДПР, и низкую электоральную дисциплину сторонников этого кандидата, и, наконец, традицию прогнозирования выборов с его участием (довольно часто обнаруживается тенденция к завышению), мы полагаем, что дебютант президентской гонки все же опередит ветерана, пусть и незначительно. Тем более что потенциальные сторонники М. Прохорова, судя по всему, должны на этих выборах продемонстрировать довольно высокую электоральную мобилизованность.

Кроме того, мы немного подняли итоговый прогноз явки – частично следуя за динамикой текущих прогнозов, но еще в большей мере – потому, что опросы свидетельствуют о значительно более высоком, чем во время кампаний 2004 и 2008 гг., интересе граждан к происходящему, о более высоком градусе политической вовлеченности потенциальных избирателей. Это должно сказаться на явке 4 марта.

Теги: Выборы
материалы
ФОМ провёл опрос на выходе с избирательных участков – exit-poll. Каждому его участнику задали вопрос «За какого кандидата на выборах Президента Российской Федерации Вы проголосовали?»
Знают или что-то слышали о президентском послании Федеральному собранию 76% россиян. Смотрели выступление В. Путина 60% опрошенных, из них 40% – целиком, 20% – частично
Расчет результатов президентских выборов: явка и результаты голосования
Как изменился уровень информированности респондентов о дате проведения выборов президента России и сколько россиян собираются принять участие в выборах
Об интервью Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону знают большинство участников опроса (75%), 25% респондентов слышат об этом впервые. Четверть опрошенных смотрели или читали интервью целиком, 39% – только отдельные части и фрагменты в СМИ, 11% россиян интервью не смотрели
Комментарии
Добавить комментарий

guest

12 Марта 2012, 10:28

По-моему, этого и следовало ожидать. Ответить