Намерение когда-либо написать завещание выражают 34% опрошенных, тогда как определенно не собирающихся делать этого – вдвое меньше:17%; а 8% – уже написали.
Стоит отметить, что представления, согласно которым оставлять завещания сегодня принято, способствуют формированию соответствующей установки: среди считающих, что их сейчас пишут многие (а это мнение разделяют 46% россиян), большинство, 56%, планируют поступить (или уже поступили) так же, тогда как среди считающих, что пишут немногие (это мнение 31% респондентов), намерены сделать это только треть (34%).
Посмотрим на распределение мнений по возрастным когортам (см. табл. 1).
Население в целом | Возраст, лет | ||||
18–30 | 31–45 | 46–60 | старше 60 | ||
Как вы думаете, лично вы когда-нибудь напишете завещание или никогда не будете его писать? Или вы уже написали завещание? | |||||
Написал(-а) завещание | 8 | 2 | 4 | 6 | 24 |
Напишу | 34 | 32 | 37 | 40 | 28 |
Не напишу | 17 | 6 | 17 | 22 | 25 |
Затрудняюсь ответить | 40 | 60 | 41 | 33 | 24 |
Как видим, большая часть молодежи о завещаниях пока не задумывается – что неудивительно. Но молодые люди, имеющие определенную позицию, впятеро чаще выражают намерение когда-нибудь написать завещание, чем говорят, что не сделают этого. Перевес – гораздо внушительнее, чем в прочих возрастных группах. И это значит, что в картине мира постсоветского поколения данная практика обретает статус если не общепринятой нормы (в этом случае большинство молодежи не затруднялось бы с ответом – даже в отсутствие каких-либо соображений на этот счет автоматически выдавался бы «правильный» ответ), то во всяком случае поведения вполне «естественного» и скорее одобряемого.
Участников опроса спросили, какие люди, по их мнению, чаще пишут завещания. Отчетливее всего в ответах на этот открытый вопрос звучали две темы: 28% опрошенных говорили о старости («кто постарше», «старенькие, пенсионеры»), 26% – о достатке («богатые», «обеспеченные», «состоятельные», «средний класс»). По сути, вторая тема представлена в ответах даже шире: еще 15% респондентов отмечали, что завещания пишут те, «у кого есть что завещать» («кому есть что оставить», «у кого есть имущество», «все, кто что-то имеет, даже сарайчик на даче»).
Выясняется, однако, что хотя намерение писать завещания действительно чаще склонны выражать люди относительно обеспеченные, на практике их чаще пишут бедные (см. табл. 2).
Население в целом | Материальное положение семьи | |||||
денег не хватает на питание | на питание хватает, на одежду – нет | на одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет | на бытовую технику хватает, на автомобиль – нет | на автомобиль хватает | ||
Как вы думаете, лично вы когда-нибудь напишете завещания или никогда не будете его писать? Или вы уже написали завещание? | ||||||
Написал(-а) завещание | 8 | 15 | 11 | 9 | 5 | 2 |
Напишу | 34 | 27 | 34 | 31 | 38 | 54 |
Не напишу | 17 | 23 | 23 | 16 | 14 | 14 |
Затрудняюсь ответить | 40 | 35 | 32 | 44 | 43 | 30 |
Удивляться тут особенно не приходится. Мы видели, что завещания пишут в основном люди пожилые, а старость и обеспеченность сочетаются в России, как известно, нечасто. И мысль о неизбежности скорого ухода подталкивает к «наведению порядка» в делах гораздо более властно, чем забота о судьбе накопленного имущества. Наверное, со временем положение вещей изменится. Но нынешняя ситуация, когда люди, которым, по их словам, не хватает денег на еду, пишут завещания в 7 раз чаще тех, кому по карману автомобиль, все же довольно ярко характеризует и специфику бытования института завещания в российском обществе, и само наше общество.
Россияне склонны считать, что завещания скорее предотвращают склоки между наследниками, нежели провоцируют их, хотя и противоположное мнение распространено довольно широко: по мнению 23% опрошенных, конфликты из-за наследства чаще возникают при наличии завещания, по мнению 49% – в отсутствие оного.
Но еще дальше от единства мнений наши сограждане в вопросе о том, допустимо ли лишать наследства ближайших родственников. Спрашивая респондентов, как они относятся к случаям, когда «люди завещают все свое имущество не прямым наследникам – супругам, детям или родителям, а другим людям или организациям», мы, конечно, понимали, что между крайними позициями («это вполне нормально и приемлемо» или «это ненормально и неприемлемо ни при каких обстоятельствах») зияет мировоззренческая пропасть.
Считать лишение наследства ненормальным и неприемлемым «при любых обстоятельствах» – значит исходить из безоговорочного приоритета семейно-родственных связей и обязательств над правами индивида, личности, а также, строго говоря, ставить под сомнение институт частной собственности. Считать такую практику «вполне нормальной и приемлемой» – значит, наоборот, полностью отрицать такие обязательства и занимать предельно индивидуалистическую, «западническую» позицию. Предусмотрев в качестве одного из вариантов ответа промежуточную точку зрения («это ненормально, но в некоторых случаях приемлемо»), мы, честно говоря, полагали, что она будет пользоваться большей популярностью, чем обе крайние, вместе взятые: она не покушается на традиционную норму, предполагающую передачу наследства членам семьи, но вместе с тем позволяет каждому, при наличии на то веских оснований, отступить от нее – «наказать» недостойных родственников или, напротив, облагодетельствовать кого-то, не входящего в их круг.
Однако данную точку зрения поддержали только треть опрошенных (33%), тогда как «индивидуалистическую» – лишь чуть меньше (30%); немало сторонников и у «традиционалистской» позиции (21%). Причем любопытно и неслучайно, что если по стране в целом у мнения, что лишать наследства ближайших родственников – «нормально и приемлемо», примерно в полтора раза больше сторонников, чем у мнения о недопустимости таких решений, то среди лиц с высшим образованием – вдвое (35 и 18% соответственно), среди предпринимателей, руководителей предприятий и учреждений – тоже вдвое (40 и 20%), а среди москвичей, жителей города, где многие социальные нормы и практики на общероссийском фоне предстают европеизированными, – впятеро: 47 и 9%.
Впрочем, как видим, такая поляризация мнений относительно свободы воли завещателя нимало не мешает (а возможно – и помогает) самому институту завещания успешно врастать в российскую социальную реальность.
Комментарии отсутствуют