Динамика Индекса потребительских настроений россиян

Индекс потребительских настроений и его составляющие

13 Августа 2019

С 2009 года ФОМ измеряет Индекс потребительских настроений (ИПН) по заказу Банка России в рамках исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений. По результатам июльского замера ИПН составил 91 пункт из 200 возможных, что на 2 пункта ниже, чем в июне, и на 3 – чем в мае, хотя с января по май наблюдался некоторый рост потребительских настроений. В июле вновь снизились значения всех субагрегатов и частных компонент, на основе которых рассчитывается ИПН.

Репрезентативный опрос населения России 18 лет и старше. В опросе участвовали 2020 респондентов – жителей 105 городских и сельских населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.

Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России


ИПН, за исключением некоторых периодов, традиционно находится в негативной зоне, то есть отрицательные оценки потребительской ситуации преобладают над положительными. Исключения – когда ИПН был больше 100 пунктов – наблюдались в 2014 году с апреля по сентябрь и в 2018 году с января по май. В июне прошлого года значение ИПН резко перешло в негативную зону (ниже 100 пунктов). Наиболее значимой причиной этого снижения стал рост цен на бензин в мае – июне 2018 года, а последовавшее за ним решение об увеличении пенсионного возраста, с большой вероятностью, усугубило ситуацию и продлило период пессимистичных потребительских настроений.

В 2019 году ИПН продолжает оставаться в отрицательной зоне, колеблясь в пределах 86–94 пунктов, однако периодические движения то вверх, то вниз не позволяют сделать вывод о какой-то устойчивой тенденции.

Значения Индекса потребительских ожиданий на протяжении большей части периода измерений выше индекса текущего состояния на 10–30 пунктов. В 2011–2013 годах, на фоне восстановления экономики после финансово-экономического кризиса 2008–2010 годов, произошло их заметное сближение, обусловленное в большей степени ростом Индекса текущего состояния, при лишь небольшом снижении Индекса ожиданий. Некоторый рост ИПН в начале 2014 года, на фоне присоединения Крыма, сменился осенью сначала плавным, а к концу года более резким их снижением, связанным с валютным кризисом 2014–2015 годов. После этого в течение трех лет разрыв между индексами составлял 20–30 пунктов, а год назад сократился в среднем до 13 пунктов: падение значений всех индексов, произошедшее в начале лета 2018 года, сильнее всего отразилось в снижении Индекса ожиданий, что уменьшило разрыв.

Ожидания весь прошедший год приближались к «нейтральной границе» в 100 пунктов, а в мае 2019 года даже смогли ее пересечь, достигнув 101 пункта. Оценки же, существенно отставая от ожиданий, флуктуируют в течение года в диапазоне от 79 до 85 баллов из 200 возможных. И если в начале года мы наблюдали определенный рост обоих показателей, то начиная с мая, они снова синхронно пошли на спад. Поскольку потребительские настроения имеют сильную обратную связь с инфляционными ожиданиями, такое снижение может объясняться некоторым ростом инфляционных ожиданий в начале лета (доля считающих, что цены в следующие 12 месяцев будут расти быстрее, чем сейчас, увеличилась с 16% в июне до 20% в июле).

Динамика Индекса потребительских настроений и его субагрегатов в России

ДАННЫЕ В ПУНКТАХ
Данные за весь период наблюдений – с декабря 2010 года – можно скачать по ссылке

Динамика частных компонент ИПН в прошедшем году


Помимо самого ИПН и двух его субагрегатов рассчитываются 5 компонент, отражающих отдельные аспекты потребительских настроений и ожиданий.

Значения частных компонент ИПН в прошедшем году двигались довольно синхронно: после заметного падения всех компонент в июне 2018 года первыми пошли в рост ожидания изменения личного материального положения в следующем году и индекс крупных покупок. Затем за ними последовали оценка изменения личного материального положения в прошедшем году и оценка перспектив развития страны в ближайшем году. Оценка перспектив развития страны в ближайшие 5 лет снижалась дольше всех, до сентября 2018 года включительно, что в большей степени обусловлено влиянием принятого решения о повышении пенсионного возраста.

Однако описанных рост частных компонент в середине осени плавно перешел в очередное падение, продолжавшееся до января 2019 года на фоне немного ускорившейся перед праздниками инфляции.

Оценка перспектив развития страны в ближайший год оказалась наиболее подвержена резким изменениям. Если в мае 2018 года она составляла 120 пунктов, то к августу упала до 89, а затем, после небольшого роста, к январю 2019 года опять снизился до 84 пунктов.

С начала 2019 года частные компоненты показывали разнонаправленную динамику. После новогодних праздников опять начался рост оптимистических настроений, и на фоне подъема всех компонент, оценка перспектив развития страны в ближайший год к маю 2019 года подскочила до 104 пунктов, а затем опять упала к июлю до 95 пунктов.

В прошедшие 12 месяцев выход частных компонент ИПН в позитивную зону – довольно редкий случай: индекс ожиданий изменения материального положения составлял 101 пункт в ноябре 2018 года и мае 2019 года, а оценка перспектив развития страны в ближайший год составила 104 пункта в мае текущего года.

В июне 2019 года падение продемонстрировали все три частные компоненты, входящие в индекс ожиданий, а в июле за ними последовали две оставшиеся компоненты, составляющие индекс текущего состояния.

Динамика частных компонент Индекса потребительских настроений

ДАННЫЕ В ПУНКТАХ
Данные за весь период наблюдений – с декабря 2010 года – можно скачать по ссылке

Методика расчета ИПН


ИПН (Индекс потребительских настроений) построен по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете (США). Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений». Методика по книге: Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений (Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005).

Для расчета ИПН используются пять базовых вопросов, отражающих оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического развития страны и ситуации на потребительском рынке. ИПН измеряется в баллах и вычисляется как среднее значение частных индексов по каждому вопросу. Индекс по каждому вопросу измеряется как разница между долей положительных и долей отрицательных ответов плюс 100 баллов. ИПН имеет два субиндекса: ИТС (Индекс текущего состояния) и ИПО (Индекс потребительских ожиданий).

ИТС (Индекс текущего состояния) рассчитывается как среднее значение частных индексов (компонент) по вопросам об изменении личного материального положения за прошедшие 12 месяцев и об оценке ситуации на потребительском рынке.

ИПО (Индекс потребительских ожиданий) рассчитывается как среднее значение частных индексов (компонент) по вопросам об ожиданиях изменения личного материального положения в ближайшие 12 месяцев, развития экономики страны в ближайшие 12 месяцев, развития экономики страны в ближайшие 5 лет.

Вопросы для расчета ИПН, его субагрегатов и частных компонент

1. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние 12 месяцев? (Варианты ответов: 1. улучшилось; 2. осталось без изменений; 3. ухудшилось; 4. затрудняюсь ответить.)

2. Как, по-вашему, изменится материальное положение Вашей семьи в следующие 12 месяцев? (Варианты ответов: 1. улучшится; 2. останется без изменений; 3. ухудшится; 4. затрудняюсь ответить.)

3. Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как Вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим? (Варианты ответов: 1. хорошим; 2. хорошим, но не во всём; 3. не хорошим, но и не плохим; 4. плохим, но не во всём; 5. плохим; 6. затрудняюсь ответить.)

4. А если говорить о следующих пяти годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем? (Варианты ответов: 1. хорошим; 2. не хорошим, но и не плохим; 3. плохим; 4. затрудняюсь ответить.)

5. Если говорить о крупных покупках для дома (таких как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки? (Варианты ответов: 1. хорошее; 2. не хорошее, но и не плохое; 3. плохое; 4. затрудняюсь ответить.)

Помимо ИПН ФОМ измеряет широкий спектр показателей, относящихся к финансовому поведению россиян в рамках проекта «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» по заказу Банка России.

Отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

Источник данных: Опрос граждан РФ 18 лет и старше. Июль 2019 г. (81-я волна исследования, 7-й опрос за 2019 год). 55 субъектов РФ, 105 населенных пунктов, 2020 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,3%.

материалы
Хорошей считают экономическую ситуацию 8% россиян. 45% называют ее удовлетворительной, 37% – плохой. Негативные оценки значимо чаще других дают люди с высшим образованием и бедные граждане, самые оптимистичные отзывы можно услышать от тех, кому «на бытовую технику денег хватает, на автомобиль – нет»
Удовлетворены зарплатой четверть работающих по найму, три четверти ею недовольны. В недостаточной оплате своего труда люди, как правило, винят государство и власти, «жадность начальства» и низкую ценность труда в стране
Чаще всего люди, особенно молодые, говорят, что предпринимательство принесло нашей стране больше пользы, чем вреда, 16% (среди старших – четверть) видят от него преимущественно вред, 14% – то и другое в равной степени. Хотели бы открыть своё дело 25% участников опроса, среди молодых – половина
ФОМ рассказал об инфляционных ожиданиях на XXVIII Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге
60% россиян назвали свое материальное положение средним, 11% – хорошим, 28% – плохим. В 2010 г., когда вопрос задавался впервые, «хороших» оценок было 7%, «плохих» – 32%, средней называли ситуацию с доходами 59% участников опроса
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют