Модератор сессии, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров, открывая сессию, заметил, что сегодня у населения «под подушкой» находится 20 трлн рублей, но, если бы оно больше доверяло финансовому рынку и хранило бы их в банках, то эти деньги добавили бы еще 20% ВВП. «Вот что, в принципе, может дать финансовая грамотность – если люди будут более бережливы, лучше понимать свои интересы и защищать их, в обстановке доверия к институтам… это могут быть совершенно другие темпы экономического роста», – отметил он.
Декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Аузан отметил, что государство уже более 15 лет занимается финансовой грамотностью и основной результат этого – «мы решили проблему финансовой безграмотности». По его мнению, сейчас перед властями стоит более сложная задача развития финансовой культуры, то есть определенных ценностей и поведенческих установок, характеризующих более рациональное финансовое поведение.
Замминистра финансов Павел Кадочников поддержал идею перехода от финансовой грамотности к финансовой культуре, подчеркнув, что важно не только формировать у граждан осознанное финансовое поведение, но и успевать в программах по развитию финансовой культуры за «технологиями и сервисами, которые активно развиваются и на финансовом рынке, в общественных финансах».
Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута подчеркнул, что задача развития финансовой грамотности решается «путем широкой коалиции» и сотрудничества между многими ведомствами, а также бизнесом и общественной инициативой.
Заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев рассказал о законодательных инициативах, нацеленных на защиту прав потребителей финансовых услуг. «Законом научить человека быть финансово грамотным достаточно сложно, но законом оградить … потребителей финансовых услуг от потенциальных потерь можно», – отметил он.
Руководитель департамента по повышению финансовой грамотности и переподготовке банковских специалистов Центрального банка Республики Узбекистан Дилбар Абдуганиева в ходе дискуссии поделилась своим опытом реализации образовательных и просветительских программ. А генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль порассуждал о том, как знания по финансовой грамотности превратить в навыки, и рассказал о необычных форматах подачи информации, например о совмещении обучения с быстрой пользой для потребителя.
Старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» ПАО «Сбербанк» Руслан Вестеровский предложил «репозиционировать» повестку финансовой грамотности, сделав ее «как ESG модной», а еще лучше – столь же ожидаемой, как пресс-конференция главы Центрального банка по ключевой ставке. Он отметил, что задача развития финансовой грамотности – это огромный вызов, и Сбер довольно активно занимается этой темой, в частности встраивая рекомендации по оптимизации финансового поведения в сервисы взаимодействия с банком. О практиках Промсвязьбанка рассказал старший вице-президент банка Мигель Маркарянц. Также он подчеркнул: «Мы верим, что финансово грамотный клиент, хорошо разбирающийся во всех тонкостях финансовых продуктов, для банка интереснее в долгосрочной перспективе».
Генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов предложил сделать обязательным прохождение программ по финансовой грамотности для тех, кто систематически делает ошибки в финансовом поведении: «Если ты из раза в раз ошибаешься с кредитами, если постоянно возникают явные, очевидные и однотипные проблемы – пройди обязательный курс».
Людмила Преснякова сказала, что одна из основ развития финансовой культуры – это формирование доверия между финансовой системой, финансовым рынком и населением. Она отметила, что за последние пять лет (время реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы) в этой сфере произошли определенные подвижки. Так, потребители финансовых услуг все чаще выражают уверенность, что в случае возникновения проблем с финансовыми организациями их можно разрешить на месте, в этих же организациях (рост четырехкратный, с 4 до 17%). А это означает, что растет доверие к финансовому рынку. Растет доверие и к финансовой системе: например, инфляционные ожидания населения, как правило, ниже фактических оценок инфляции и по сравнению с ними гораздо быстрее «успокаиваются» после роста в кризисные моменты. То есть граждане верят в способность властей быстро восстановить ценовую стабильность, на фоне которой людям уже можно строить планы и реализовывать свои финансовые цели. В заключение дискуссии Людмила Преснякова отметила, что финансовая культура и грамотность непосредственно влияют на благополучие граждан: уровень дохода людей из группы с самым высоким уровнем финансовой грамотности вдвое больше, чем у наименее грамотных в этом плане людей. «Это такой хороший стимул и нам, чтобы заниматься развитием финансовой культуры, и рядовому потребителю, чтобы предпринимать свои собственные усилия по повышению финансовой грамотности, потому что личная ответственность в этом процессе очень важна», – отметила Людмила Преснякова.
Полную запись трансляции и программу сессии можно посмотреть здесь.
Результаты исследований ООО «инФОМ» по измерению финансовой грамотности по заказу Банка России можно посмотреть здесь.
Комментарии отсутствуют