История в школе

Нужны ли оценки и разные точки зрения в школьном учебнике

27 Мая 2014

В июне 2013 г. ФОМ спрашивал россиян об отношении к школьным предметам, в том числе – к истории. В начале года мы снова провели опрос об исторических деятелях и об учебниках. Среди тех, о ком спрашивали, больше всего положительных оценок своей роли в истории получил Петр I, отрицательных – М. Горбачев и Б. Ельцин. Надо ли в учебниках истории избегать оценок, излагать только факты? 35% респондентов уверены: да, 32% – за то, чтобы оценки давались.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Одни считают, что в школьных учебниках истории следует излагать факты, сведения о тех или иных событиях, исторических деятелях, избегая оценок. Другие считают, что школьные учебники истории должны, помимо фактов, содержать и оценки событий, исторических деятелей. С какой точкой зрения вы согласны?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Почему вы считаете, что в школьных учебниках следует избегать оценок событий и исторических деятелей?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался считающим, что в учебниках стоит избегать оценок, – отвечали 35% респондентов

Почему вы считаете, что школьные учебники должны содержать оценки событий и исторических деятелей?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Задавался считающим, что в учебниках должны быть и оценки, – отвечали 32% респондентов

Как вы считаете, чему, каким темам надо уделять больше всего внимания при изучении российской истории в школе?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, не более пяти ответов

По поводу ряда исторических событий и деятелей существуют разные, иногда противоположные, мнения, точки зрения. Как вы думаете, в школьном учебнике истории должны присутствовать разные точки зрения на одно и то же событие, историческую фигуру, или только одна точка зрения?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль, по вашему мнению, сыграл Иван Грозный (1533–1584) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл Петр I (1696–1725) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграла Екатерина II (1762–1796) в истории России – скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл Александр II (1855–1881) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл Николай II (1894–1917) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл В. Ленин (1917–1924) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл И. Сталин (1929–1953) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл Н. Хрущев (1953–1964) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл Л. Брежнев (1964–1982) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль сыграл М. Горбачев (1985–1991) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Какую роль, по вашему мнению, сыграл Б. Ельцин (1991–1999) в истории России: скорее положительную или скорее отрицательную?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 26 января 2014. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По заказу ООО инФОМ
материалы
Большинство опрошенных (73%) вспоминают, что в их школьные годы была школьная форма, 58% нравилось её носить, 15% — нет. 21% респондентов не носили форму
По мнению 39% опрошенных, российская наука сейчас находится на высоком уровне, 10% считают его низким, а 41% оценивают как средний. 53% респондентов отметили улучшение состояния российской науки за последнее время, 8% – ухудшение, 24% считают, что оно не изменилось
По мнению 30% участников опроса, сегодня для достижения успеха в жизни высшее образование не нужно, чаще так считают самые молодые – 44%. 62% опрошенных говорят, что высшее образование открывает путь к успеху, чаще всего так думают люди старшего возраста (72%)
ФОМ-Мастерская – учебно-практический проект Фонда Общественное Мнение для студентов и молодых социологов, а также всех, кто интересуется ФОМом. Мастерская включает в себя курс «ФОМоведение» (Мастер-классы о технологии и философии реализации проектов компании) и практику «ФОМология»
Ушла из жизни Наталья Николаевна Маренина — ветеран ФОМа
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют