Эти и другие результаты исследований лягут в основу новой книги из серии «Социология пандемии» – «На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии».
В свою очередь бизнесмены – представители индустрий красоты, гостеприимства, образования и других пострадавших в пандемию отраслей – рассказали, как им удалось не только сохранить бизнес, но и улучшить его, то есть проявить антихрупкость.
Так, Светлана Раца, владелица бизнес-отеля «Евразия», и Инна Пехова, генеральный директор Venedi Hotel Group и вице-президент Национального туристического союза, рассказали, как выживали отели во время кризиса и какие изменения в гостиничном бизнесе вызвала пандемия. А Анна Габер, генеральный директор «Агентства ЭйДжи», поделилась опытом создания бизнес-сообщества в рамках проекта MICE Backstage и рассказала, как предприниматели друг друга поддерживали.
Мария Шакова, консультант международного уровня в области стратегии, коммерции и инноваций, отметила, что кризисы являются неотъемлемой частью жизни общества. И текущий кризис побудил многих не только перестроить бизнес, но и пересмотреть жизненные ценности. Например, он заставил задуматься о важности поддержки, партнерства, отношений в семье и коллективе. По словам Марии Шаковой, для того чтобы успешно адаптироваться, у бизнесмена должны быть гибкая психика, дух предпринимательства и желание постоянно совершенствоваться. Оксана Селендеева, основатель международной школы программирования для детей Coddy, отметила, что 2020 год стал годом трансформации, которая помогла понять, чего не хватает руководителю, чтобы «стать лучшей версией себя».
Кроме того, в рамках сессии социологи из НАФИ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и IFORS поделились результатами собственных трудов и обсудили темы будущих исследований с коллегами из ФОМа.
Юлия Ермоленко, директор исследовательско-консалтинговой компании IFORS, отметила, что пандемия – удивительное время, которое нужно изучать и фиксировать результаты. Она добавила, что коронакризис еще раз напомнил предпринимателям о важности человеческого ресурса.
А Павел Степанцов, ведущий социолог Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, и Владимир Картавцев, директор Центра прикладных и полевых исследований Института исследований культуры НИУ ВШЭ, в своем докладе рассказали об экономических последствиях пандемии и новых стратегиях бизнеса, в частности – как усилилась цифровизация компаний. По словам Павла Степанцова, чтобы удержать бизнес на плаву, предприниматели в основном шли двумя путями: либо искали новые способы получения дохода, либо оптимизировали внутренние бизнес-процессы. Причем перестройка процессов коснулась и цифровых сервисов, которые значительно расширились во время пандемии.
В целом, по мнению экспертов, коронакризис окажет оздоровительный эффект на экономику: неэффективные бизнесы либо закроются, либо перестроятся. При этом запрос на высокую адаптивность коснется не только компаний, но и их сотрудников: на рынке труда будут востребованы специалисты, которые способны быстро осваивать новые навыки.
Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований НАФИ, отметила, что, по данным их исследований, у 76% опрошенных предпринимателей во время пандемии уменьшились объемы выручки. Чтобы компенсировать потери, многие бизнесмены сокращали издержки, в частности – штат и зарплаты. Несмотря на это, пандемия не повлияла на желание россиян заниматься бизнесом: 78% предпринимателей заявили, что не жалеют о выбранном пути.
МараФОМ продолжается. Следующая сессия состоится 10 июня и будет посвящена созданию Музея пандемической повседневности. Подробнее о состоявшихся и будущих сессиях мараФОМа можно узнать здесь: covid19.fom.ru/marafom.
Ознакомиться с книгой «Социология пандемии. Проект коронаФОМ» можно здесь: u.fom.ru/k-kniga.
Комментарии отсутствуют