В рамках мараФОМа своим опытом поделились бизнесмены и социологи

Очередная сессия была посвящена стратегиям адаптации бизнеса к пандемии

09 Июня 2021

Участники сессии обсудили видеодоклад, в котором авторы раздела «Корпорации и пандемия» – Юлия Кот, руководитель проектов ФОМа, Екатерина Богомолова, ведущий специалист ФОМа, и Екатерина Никифорова, старший специалист ФОМа, – рассказали, как проходило исследование, об особенностях его методологии и о результатах, в частности, о том, что такое антихрупкость бизнеса, каковы ее свойства и почему так важно проявлять их в кризис.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Эти и другие результаты исследований лягут в основу новой книги из серии «Социология пандемии» – «На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии».

В свою очередь бизнесмены – представители индустрий красоты, гостеприимства, образования и других пострадавших в пандемию отраслей – рассказали, как им удалось не только сохранить бизнес, но и улучшить его, то есть проявить антихрупкость.

Так, Светлана Раца, владелица бизнес-отеля «Евразия», и Инна Пехова, генеральный директор Venedi Hotel Group и вице-президент Национального туристического союза, рассказали, как выживали отели во время кризиса и какие изменения в гостиничном бизнесе вызвала пандемия. А Анна Габер, генеральный директор «Агентства ЭйДжи», поделилась опытом создания бизнес-сообщества в рамках проекта MICE Backstage и рассказала, как предприниматели друг друга поддерживали.

Мария Шакова, консультант международного уровня в области стратегии, коммерции и инноваций, отметила, что кризисы являются неотъемлемой частью жизни общества. И текущий кризис побудил многих не только перестроить бизнес, но и пересмотреть жизненные ценности. Например, он заставил задуматься о важности поддержки, партнерства, отношений в семье и коллективе. По словам Марии Шаковой, для того чтобы успешно адаптироваться, у бизнесмена должны быть гибкая психика, дух предпринимательства и желание постоянно совершенствоваться. Оксана Селендеева, основатель международной школы программирования для детей Coddy, отметила, что 2020 год стал годом трансформации, которая помогла понять, чего не хватает руководителю, чтобы «стать лучшей версией себя».

Кроме того, в рамках сессии социологи из НАФИ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и IFORS поделились результатами собственных трудов и обсудили темы будущих исследований с коллегами из ФОМа.

Юлия Ермоленко, директор исследовательско-консалтинговой компании IFORS, отметила, что пандемия – удивительное время, которое нужно изучать и фиксировать результаты. Она добавила, что коронакризис еще раз напомнил предпринимателям о важности человеческого ресурса.

А Павел Степанцов, ведущий социолог Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, и Владимир Картавцев, директор Центра прикладных и полевых исследований Института исследований культуры НИУ ВШЭ, в своем докладе рассказали об экономических последствиях пандемии и новых стратегиях бизнеса, в частности – как усилилась цифровизация компаний. По словам Павла Степанцова, чтобы удержать бизнес на плаву, предприниматели в основном шли двумя путями: либо искали новые способы получения дохода, либо оптимизировали внутренние бизнес-процессы. Причем перестройка процессов коснулась и цифровых сервисов, которые значительно расширились во время пандемии.

В целом, по мнению экспертов, коронакризис окажет оздоровительный эффект на экономику: неэффективные бизнесы либо закроются, либо перестроятся. При этом запрос на высокую адаптивность коснется не только компаний, но и их сотрудников: на рынке труда будут востребованы специалисты, которые способны быстро осваивать новые навыки. 

Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований НАФИ, отметила, что, по данным их исследований, у 76% опрошенных предпринимателей во время пандемии уменьшились объемы выручки. Чтобы компенсировать потери, многие бизнесмены сокращали издержки, в частности – штат и зарплаты. Несмотря на это, пандемия не повлияла на желание россиян заниматься бизнесом: 78% предпринимателей заявили, что не жалеют о выбранном пути.

МараФОМ продолжается. Следующая сессия состоится 10 июня и будет посвящена созданию Музея пандемической повседневности. Подробнее о состоявшихся и будущих сессиях мараФОМа можно узнать здесь: covid19.fom.ru/marafom.

 Ознакомиться с книгой «Социология пандемии. Проект коронаФОМ» можно здесь: u.fom.ru/k-kniga.

материалы
Медиапортал #Трансформа1 создан в мае 2020 года компаниями «Фосагро», «Почта России», А1, «Сибур», AEON при участии РСПП и рассказывает о самых передовых и эффективных рецептах трансформации российского бизнеса. Теперь на страницах сайта регулярно будут появляться материалы, подготовленные ФОМом
Весенне-летний этап долговременной гибридной конференции мараФОМ проходил с 19 мая по 30 июня.
Завершающая сессия первого, весенне-летнего, этапа мараФОМа – «Повседневность пандемии» – состоялась 30 июня. Ее участники обсудили изменения в образе жизни россиян, возникшие из-за пандемии, а также новые гигиенические практики, дистанционное образование и вакцинацию
Ушел из жизни Петр Карлович Залесский – наш коллега, товарищ, авторитетный социолог, замечательный, яркий и радостный человек
Очередная сессия мараФОМа – «История о нас самих: Музей пандемической повседневности» – состоялась 10 июня. Участники поделились мнениями о том, зачем сохранять память о пандемии, как привлекать в Музей посетителей, а также рассказали о своем опыте организации выставок, посвященных пандемии
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют