Первый этап мараФОМа завершила сессия о новой повседневности

Социологи и аналитики обсудили изменения в образе жизни россиян, которые спровоцировала пандемия

05 Июля 2021

Сессию открыл доклад старшего специалиста аналитического отдела ФОМа Константина Глазкова, в котором он рассказал о нескольких уровнях восприятия пандемии, на базе которых были выделены условные этапы изменения показателей социальной тревожности за первый год пандемии. Константин Глазков подчеркнул, что смена этих этапов обусловлена не только ростом заболеваемости, но и общественной реакцией на изменение ситуации.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Кроме того, рост заболеваемости, вопреки ожиданиям, не ведет к росту тревожности: сильнее всего тревожность бывает вначале очередной волны, а к пиковым значениям заболеваемости, наоборот, снижается – люди просто продолжают жить в новой реальности.

В свою очередь, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А. В. Полетаева Алиса Максимова отметила, что интересно было бы глубже исследовать динамику тревожности и установки тех, кто опасается заболеть, а также попытаться различить эти опасения (например, разделить опасения заразиться и опасения тяжело заболеть). А независимый исследователь Александра Боброва добавила, что следует различать статистическую и личную вероятности заразиться.

Продолжил сессию ведущий специалист аналитического отдела ФОМа Артём Рейнюк, который рассказал о трех масштабных исследованиях, проведенных в рамках направления «Новый образ жизни». Они посвящены наиболее ярким аспектам новой повседневности: удаленной работе, дистанционному школьному образованию и социальной гигиене.

В своем докладе Артём Рейнюк отметил, что с началом пандемии около трети россиян были вынуждены перейти на дистанционный режим работы, и многие из них столкнулись с такими трудностями, как нехватка живого общения, переработки и конфликт между личным и рабочим пространством. По данным опроса, проведенного в феврале – марте 2021 года, 61% удаленщиков не нравился такой формат работы, и только 36% он пришелся по душе.

Аналитик центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Илья Коновалов сказал, что мнение работников о продуктивности удаленки может зависеть от их возраста и от стажа работы. Старший научный сотрудник лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ Иван Климов добавил, что вынужденный переход на удаленку вскрыл огромный пласт контекстных конфликтов: конфликтов между работником и работодателем, конфликтов нормативов и т. д. А ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Светлана Климова отметила, что принятие так называемого закона об удаленке снизило страх трудящихся потерять работу.

Переходя к теме дистанционного обучения в школах, Артём Рейнюк выделил ключевые проблемы «дистанта»: отсутствие мотивации и навыков самоорганизации у учеников, а также навыков онлайн-преподавания и эмоциональное выгорание у учителей. Из-за этих и других проблем (недостаточной технической оснащенности, некорректной работы онлайн-платформ, несоответствия представленного на них контента учебным планам) полноценный учебный процесс во время локдауна продолжался лишь в немногих элитных школах, а в большинстве учреждений его имитировали. Кроме того, огромная психологическая нагрузка легла на плечи родителей, многие из которых были вынуждены не только обеспечивать ребенка (или нескольких детей) техникой и контролировать учебный процесс, но и совмещать все это с удаленной работой. Неудивительно, что только 8% от общего числа ​опрошенных ФОМом россиян хотели бы видеть ​больше элементов дистанционного ​образования в будущем.

В свою очередь, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Сергей Косарецкий отметил, что, по данным исследований, семьи с низким доходом ниже оценивали качество дистанционного обучения, чем более благополучные. Кроме того, переход на «дистант» обнажил проблемы неравенства образовательных возможностей, о которых в российском обществе говорят нечасто.

Еще одно изменение, затронувшее всех, – внедрение новых гигиенических практик, самая примечательная из которых – ношение масок. В ходе опроса ФОМа 94% россиян заявили, что носят маски в общественных местах. При этом 38% респондентов считают, что маска не защищает от коронавируса. Таким образом, имеет место имитационное законопослушание. И, по мнению старшего научного сотрудника Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Андрея Корбута, исследователям стоит задуматься, как через практику ношения или неношения масок транслируется отношение к действиям властей, доверие или недоверие к ним.

Завершил сессию доклад начальника аналитического отдела ФОМа Григория Кертмана, посвященный особенностям восприятия массовой вакцинации от ковида в России. Он отметил, что, по данным опроса, проведенного ФОМом в мае 2021 года, 49% россиян не собирались вакцинироваться, собирались – 24%. При этомреже других склонны были вакцинироваться молодые и малообеспеченные граждане (а вот уровень образования и тип населенного пункта принципиального не распределения ответов не влияют). Григорий Кертман также обратил внимание на то, что, хотя каждый второй россиянин не намерен прививаться, ​скептицизм в отношении антиковидного ​потенциала вакцинации выражен менее ярко. Кроме того, те, кто собирается вакцинироваться, чаще опираются на мнения экспертов, чем те, кто делать этого не намерен. При этом как сторонники, так и противники вакцинации при принятии решения о прививке примерно в равной степени учитывают мнение знакомых медиков. Таким образом, по словам Григория Кертмана, совокупный авторитет медицинского сообщества де-факто работает скорее против вакцинации: собирающиеся и не собирающиеся прививаться в равной степени склонны ссылаться на мнение знакомых врачей, но вторых, отказывающихся прививаться, статистически больше.​

По мнению руководителя отдела аналитики GxP News Александра Одинцова, врачи могут негативно влиять на ход вакцинации из-за своей низкой осведомленности о способах иммунопрофилактики. В свою очередь, социолог-аналитик РЖД Ирина Осипова выступила в защиту медиков, отметив, что у многих из них просто смещенный фокус внимания: ведь к ним обращаются только в случае осложнений от прививок.

Словом, тема вакцинации требует дополнительных исследований, которые будут продолжаться вместе с исследованиями нового, пандемического, образа жизни. А на основании уже проведенных исследований сформировалась книга «Повседневность пандемии», которая скоро увидит свет.

материалы
Приглашаем на первое мероприятие учебного сезона ФОМ-Мастерской — открытую онлайн-конференцию «ФОМография: ФОМ как он есть». Спикеры конференции — президент ФОМа Александр Ослон, управляющий директор Лариса Паутова, представители департаментов, а также координатор ФОМ-Мастерской Юлия Осичнюк
2 января 2024 года умер ветеран ФОМа Леонид Иосифович Блехер — человек-энциклопедия, главным талантом которого был искренний интерес ко всему, что его окружало
Большинство россиян (74%) считают, что опросы общественного мнения нужны, 16% – что скорее не нужны. Доверяют результатам опросов половина опрошенных, 31% – не доверяют. 49% респондентов доводилось участвовать в опросах общественного мнения, 50% говорят, что ранее в опросах участия не принимали
68% наших сограждан следят или интересуются информацией, новостями о науке, научных исследованиях и достижениях; 31% – не интересуются. Больше всего россиян интересуют исследования в области медицины, космоса и военной техники
45% участников опроса оценивают качество современного российского школьного образования как среднее, 20% – как хорошее, 25% – как плохое. По мнению 43% россиян, сегодня учителя работают хорошо, 34% считают, что они справляются со своими обязанностями удовлетворительно, 7% – что плохо
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют