Война с птичьего полета

Леонид Парфенов о советских киномифах, которые давно стали массовой «исторической правдой»

11 Мая 2011

Леонид Парфенов - журналист, телеведущий, автор проектов «Намедни» и «Российская империя»

Верхнюю строчку списка занимают фильмы зрелой советской киномифологии. В них – то представление о войне, которое закрепилось в сознании людей среднего и старшего поколения, и продолжает оставаться господствующим. Примечательно, что снятые в сегодняшней стилистике добротные «В августе сорок четвертого» и «Звезда» занимают места, далекие от призовых. Значит, новое время своих мифов о войне не создало.

Война и победа в ней – важнейшее средство самоидентификации. Да, это мы, это наша страна, это наша история. А поскольку сознание постсоветское (то есть оно советское, но после советской власти), то вот и проявляется матрица, сложившаяся на победные юбилеи 1970-го и 1975-го. Когда все руководство страны состояло из ветеранов Великой Отечественной, и победа утвердилась главной национальной гордостью именно в том виде, в каком она представлена в удостоенной Ленинской премии киноэпопее «Освобождение». Тогда это называли «войной с птичьего полета». Танковые клинья наступают, два отмобилизованных на «Мосфильм» округа продвигают линию фронта, и рано поседевший капитан Цветаев волево стиснул рот. Конечно, среди этих лент есть очень хорошие в жанровом отношении. И неспроста «В бой идут одни "старики"» первым был сделан цветным.

9 мая – выходной или, как в этом году выдалось, даже три выходных подряд. Вещательная сетка федеральных каналов в эти дни праздничная, то есть с утра до вечера должно быть то, что как-то ассоциируется с войной, памятью, армией. Телевизор работает в жанре фронтовой агитбригады. В прайм ставят «В августе сорок четвертого» или «Звезду», которые смотрятся в формате современного блокбастера, а советская киноклассика заполняет почти бесконечное время от обеда до вечера. Помножьте ежегодные просмотры этих фильмов что-нибудь в 16.15 на 10 миллионов человек, которые в России и ближнем зарубежье находятся у русскоязычного экрана в любое время суток, и получите привычку, которая свыше нам дана. Не худшая, кстати, привычка.

Кино должно творить мифы, а кино большой страны – особенно. Другое дело, что этот киномиф стал массовой «исторической правдой». Никакого страшного горя, несосчитанных миллионов жертв, демографической катастрофы, слома национального генофонда. Замечательное время патриотизма, эмоционального подъема, высокого духа и лучших русских народных песен XX века.

материалы
По мнению 81% опрошенных, Пётр Первый принёс России больше пользы, чем вреда. 3% считают, что вреда было больше
68% россиян утверждают, что в массовых мероприятиях к Дню Победы, проходивших в их населённом пункте, участвовало много людей, 7% говорят, что в их городе или селе такие мероприятия были немноголюдными. 34% участников опроса сообщили, что сами участвовали в праздничных мероприятиях
Самые частые мысли, чувства, связанные с Великой Отечественной войной, – «гордость за Отечество» и «гордость за свой народ», радость Победы, «страх, тревога», «переживания, грусть, тяжесть». Для 36% россиян День Победы – государственный праздник, для 55% – народный, для 4% – семейный
Среди выигравших от распада СССР стран люди чаще всего называют Россию, Белоруссию, Казахстан и прибалтийские государства. Среди проигравших – Украину, Таджикистан и Узбекистан. За 10 лет люди чащи стали давать ответ «выиграла» в отношении всех стран. Но ответ «проиграла» во всех случаях доминирует
День народного единства – важный, значимый праздник для 34% россиян, не значим он для 50% наших сограждан. 21% опрошенных считают, что ДНЕ для большинства россиян – праздник, 71% полагают, что в основном он воспринимается как дополнительный выходной
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют