Война с птичьего полета

Леонид Парфенов о советских киномифах, которые давно стали массовой «исторической правдой»

11 Мая 2011

Леонид Парфенов - журналист, телеведущий, автор проектов «Намедни» и «Российская империя»

Верхнюю строчку списка занимают фильмы зрелой советской киномифологии. В них – то представление о войне, которое закрепилось в сознании людей среднего и старшего поколения, и продолжает оставаться господствующим. Примечательно, что снятые в сегодняшней стилистике добротные «В августе сорок четвертого» и «Звезда» занимают места, далекие от призовых. Значит, новое время своих мифов о войне не создало.

Война и победа в ней – важнейшее средство самоидентификации. Да, это мы, это наша страна, это наша история. А поскольку сознание постсоветское (то есть оно советское, но после советской власти), то вот и проявляется матрица, сложившаяся на победные юбилеи 1970-го и 1975-го. Когда все руководство страны состояло из ветеранов Великой Отечественной, и победа утвердилась главной национальной гордостью именно в том виде, в каком она представлена в удостоенной Ленинской премии киноэпопее «Освобождение». Тогда это называли «войной с птичьего полета». Танковые клинья наступают, два отмобилизованных на «Мосфильм» округа продвигают линию фронта, и рано поседевший капитан Цветаев волево стиснул рот. Конечно, среди этих лент есть очень хорошие в жанровом отношении. И неспроста «В бой идут одни "старики"» первым был сделан цветным.

9 мая – выходной или, как в этом году выдалось, даже три выходных подряд. Вещательная сетка федеральных каналов в эти дни праздничная, то есть с утра до вечера должно быть то, что как-то ассоциируется с войной, памятью, армией. Телевизор работает в жанре фронтовой агитбригады. В прайм ставят «В августе сорок четвертого» или «Звезду», которые смотрятся в формате современного блокбастера, а советская киноклассика заполняет почти бесконечное время от обеда до вечера. Помножьте ежегодные просмотры этих фильмов что-нибудь в 16.15 на 10 миллионов человек, которые в России и ближнем зарубежье находятся у русскоязычного экрана в любое время суток, и получите привычку, которая свыше нам дана. Не худшая, кстати, привычка.

Кино должно творить мифы, а кино большой страны – особенно. Другое дело, что этот киномиф стал массовой «исторической правдой». Никакого страшного горя, несосчитанных миллионов жертв, демографической катастрофы, слома национального генофонда. Замечательное время патриотизма, эмоционального подъема, высокого духа и лучших русских народных песен XX века.

материалы
53% россиян сообщили, что в их городах и населённых пунктах прошли массовые мероприятия, такие как митинги, встречи с ветеранами, шествия и гуляния. В этих мероприятиях приняли участие 22% опрошенных, 63% не участвовали. В акции «Бессмертный полк» в этом году участвовали 11%, 88% не участвовали
Инфографика ФОМ: память о войне в семейной истории и восприятие современных фильмов
63% россиян оценивают деятельность И. Сталина как руководителя страны во время Великой Отечественной войны положительно, 5% — отрицательно, 16% — и положительно, и отрицательно. 62% граждан считают, что сегодня его вклад в победу над фашизмом оценивается справедливо, 12% полагают, что не справедливо
У 82% россиян были (или есть) воевавшие родственники. При этом 37% знают, где и на каких фронтах сражались члены их семей, в каких операциях они участвовали, а 41% - не обладают такими знаниями. Среди знающих чаще встречаются самые старшие респонденты (52%) и респонденты с высшим образованием (51%)
Пётр Первый установил тесные контакты с европейскими странами: он приглашал иностранных мастеров и учёных, посылал дворян учиться в Европу, распространял в России европейские нравы, европейский образ жизни. 73% респондентов считают, что это была правильная политика, 9% полагают, что ошибочная
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют