Развитие техники намного опережает эволюцию человеческого вида. Мы живем в высокотехнологичных городах, перемещаемся по планете на огромных скоростях, создаем восхитительные культуры, но в сущности остаемся всего лишь приматами с непомерно развитым мозгом.
Соответственно, мы сохраняем все характерные поведенческие привычки приматов. Испытываем гнев, зависть и страх. Они подчиняют себе наше повседневное поведение. Разрыв между возможностями наших технологий и нашими когнитивными реакциями особенно заметен в интернете.
Пережив цифровую революцию, человеческие сообщества все еще не слишком изменились. Да, информации стало больше, некоторые даже считают, что ее слишком много. На сегодняшний день средний житель крупного города, по подсчетам исследователей, ежедневно получает более 500 рекламных сообщений. Если добавить к этой цифре информацию, которая нужна нам для работы, а также развлекательное чтение, фильмы, радио и музыку, то впору будет говорить о появлении новой культуры информационного потребления.
Подобно тому, как в первобытных обществах успеха достигали наиболее сильные и умелые охотники на животных, в этой новой культуре побеждают самые умелые ловцы информации. Но конкуренция разворачивается не только между людьми. Увеличение числа информационных сообщений обостряет их внутривидовое соперничество. Если прежде ценная информация была в дефиците (античный философ Сенека советовал своим последователям всегда дочитывать книги до конца, поскольку иное было бы неразумным расточительством), то сегодня в дефиците уже человеческое внимание. Первым об этом еще в середине прошлого века заговорил американский экономист и политолог Герберт Саймон. По его словам, мы вступаем в эпоху экономики внимания, где наиболее ценным товаром становится человеческое время, инвестированное в какую-то проблему или задачу.
По всему миру люди производят и потребляют сегодня огромное количество информации. Как привлечь к себе внимание, заставить другого человека отдать свое время именно вашему информационному сообщению? Самый простой способ — это короткая, упакованная буквально в несколько символов сенсация. Идеальная платформа для таких сообщений — это Twitter, ставший настоящим королем экономики внимания.
Ежедневно во всем мире люди, стремящиеся привлечь к себе внимание, выдают потоки «сенсаций». Идеология современного мира утверждает, что каждый может стать звездой. И вот тысячи и миллионы будущих звезд раздумывают, чем бы удивить мир. Как сказать нечто, на что люди определенно отреагируют? Например, можно сообщить о какой-то трагедии или катастрофе. В последнее время идеальным сценарием становится ложное сообщение о смерти какой-нибудь знаменитости.
В российском сегменте Twitter постоянно гремят подобные скандалы: мы хороним то Бориса Моисеева, то Эльдара Рязанова. Семьям «покойных» выражаются соболезнования. Люди уже готовы возлагать цветы, и даже президент Медведев, читающий Twitter, составляет проект телеграммы с соболезнованиями. Лишь через несколько часов следует опровержение. За это время первоначальный источник ложной информации получает свою порцию славы.
За этим процессом стоит очень интересная социология, которую можно анализировать как количественно, так и качественно. Какими свойствами должна обладать начальная информация, как быстро она распространяется, к каким последствиям приводит до того, как ее успевают опровергнуть, и как скоро, наконец, люди готовы вновь верить следующей «утке»?
Все это сегодня только начинает изучаться: интернет создал здесь совершенно новую реальность, когда «ньюсмейкером» в масштабах нации и даже планеты может за считанные часы стать каждый. У этого последнего фактора есть множество серьезных последствий для политических и экономических институтов современного общества. Скажем, любая война будущего будет включать в себе акции по устрашению и дезинформации противника на этом качественно новом уровне. Экономистам, анализирующим причины мировых финансовых кризисов, также придется теперь принимать этот субъективный фактор в расчет.
Для описания этой ситуации можно использовать и биологическую метафору. Человеческий вид столкнулся с новым очень активным вирусом, носящим не генетическую, а меметическую природу, если ориентироваться на терминологию Ричарда Докинза. Мы привыкли думать о микробах как об опасности, но в действительности наши отношения с этой формой жизни гораздо сложнее: фактически наши организмы живут в симбиозе с различными микроскопическими видами. И не только живут, но и коэволюционируют, развиваются в зависимости друг от друга. Поэтому ответом на информационные вирусы должен стать дальнейший прогресс нашей культуры, формирование Homo digitus, цифрового человека.
Каждый раз, когда в человеческих сообществах возникают новые ложные источники для паники, фальшивые сенсации, мы учимся на своих ошибках. В будущем выживание и успех людей будут напрямую зависеть от их умения быстро оценивать качество информации.
Комментарии отсутствуют