В своем докладе директор по науке ФОМ Елена Петренко рассказала о том, что в современном обществе сейчас происходит трансформация досуговых практик и отношения к ним. Досуг и развлечения начинают занимать всё больше времени и места: раньше люди работали, чтобы обеспечить достаточный уровень жизни, сегодня люди работают, чтобы более качественно провести свободное время. Границы между работой и отдыхом становятся менее явными, так как иногда и работа становится своего рода развлечением.
Е.С. Петренко
Москва, Фонд «Общественное мнение»
Культура повседневности россиян
в зеркале общественного мнения
Досуг россиян: развлечения и увлечения
Это только кажется, что мы просто смотрим телевизор, ходим на концерты, танцуем в каком-нибудь клубе, читаем детективы и тому подобное. За этими нашими как бы обыденными навыками стоят даже не века – тысячелетия мировой культуры.
Примерно во второй половине ХХ века появились люди, которые стали ценить свое свободное время больше, чем рабочее. Они стремились отдыхать, но как-то по-новому. Это были обычные люди, не хиппи, хотя, скорее всего, они поглядывали на хиппи с некоторой завистью. Но хиппи были детьми обеспеченных родителей, а эти люди должны были заработать на жизнь.
В эти времена у нас в стране, где работа традиционно была на первом месте, в школах появились первые «мыльницы» – девушки, которые вместо уроков ходили по магазинам не с целью что-то купить, а так, просто поглазеть и рассказать одноклассникам и друзьям. Этот процесс и назывался «мылиться». Сегодня это называется «шопинг». К настоящему времени уже каждый десятый (12%) взрослый (18+) житель России рассматривает шопинг как развлечение («ходит по магазинам для удовольствия»). Интересы любителей «развлекательного шопинга», конечно, направлены прежде всего – на предметы гардероба. Но в последнее время у нас появился и «терапевтический шопинг», который позволяет достигать эмоционального или психологического равновесия, стабильности[1].
Сейчас в общественном мнении происходит трансформация отношения к досуговым практикам. Досуг и его формы, и его содержание сегодня меняются как инструментально, так и содержательно. Развлечения (у кого чтение, у кого игры, у кого ловля покемонов, у кого клубные посиделки, у кого ТВ, у кого беседы «на кухне» в узком кругу своих) занимают все большую часть суток. Когда-то люди работали, чтобы выжить, еще недавно – чтобы иметь возможность хорошо развлекаться в свободное время, а теперь все больше людей работают потому, что и сама работа развлекает их, становится чем-то вроде игры. А эти «рабочие игры» происходят в самых разнообразных социальных пространствах.
Любимым увлечением, занятием в свободное время россияне чаще всего называют телевизор. «Перед телевизором» проводят свободное время 25% россиян, еще 10% просто сидят дома – «диван ровняют». Телевизор смотрят, в первую очередь, чтобы ориентироваться в текущих событиях в стране; расслабиться, отдохнуть, приятно провести время; понимать актуальные проблемы страны и общества и забыть о повседневности, о тревогах и проблемах.
Молодые предпочитают всем другим занятиям общение с друзьями, люди с высшим образованием любят читать, люди с высокими доходами одинаково увлеченно смотрят телевизор и общаются с друзьями. Кроме того, россияне любят проводить досуг с семьей, детьми и внуками, читать, сидеть за компьютером, гулять и встречаться с друзьями. Обратим внимание: почти три четверти россиян сказали, что интересуются культурными событиями – выставками, фильмами, театральными постановками (достаточно вспомнить о многочасовых очередях на выставки Серова и Айвазовского или о стоимости билетов в театр).
Среди мест для проведения досуга, в которых приходилось бывать в последнее время, россияне чаще всего называют торговые центры и леса, парки, природу. Довольно многие посещали сауны и бани. Если посмотреть отдельно на жителей столицы, то 52% москвичей нравится бывать в торгово-развлекательных центрах, «потому что там все есть», 21% ходят в торговые центры без определенной цели, просто чтобы скоротать свободное время. Досуг в торговых центрах они проводят по-разному: 39% встречаются с друзьями, 52% ходят в кинотеатры, 56% посещают кафе, рестораны и бары, 65% покупают непродовольственные товары (одежду, обувь, бытовую технику), 47% покупают еду.
Тем, как они проводят свободное время, россияне чаще всего довольны (66%), недовольных не так уж много: 14%. Если бы у россиян появилось больше свободного времени, они уделили бы его своим родным, поехали бы в отпуск или занялись бы спортом[2].
Культурная политика государства,
и какие виды искусств выбирают россияне
Данные социологических опросов говорят о том, что большинство россиян относят культурную политику страны к вопросам первостепенной значимости. Большинство россиян считают, что хорошо, когда вокруг каких-то культурных событий – выставок, фильмов, театральных постановок – возникают споры и дискуссии. Более половины россиян сказали, что государство не должно запрещать те или иные выставки, фильмы и театральные постановки. Тем не менее большинство участников наших опросов (82%) декларируют (т. е. проговаривают социально-одобряемую ценностную норму), что так или иначе государство должно контролировать содержание художественных произведений, – «иначе будет хаос»[3].
Среди различных видов искусств россияне предпочитают в первую очередь музыку (57%), на втором месте кино (43%) и на третьем – литература (25%)[4] (см. рис. 1).
При этом практически половина россиян затрудняются ответить на вопрос, что такое современное искусство. А каждый десятый россиянин (по преимуществу возрастные группы) считает современное искусство не искусством, а «гадостью» и «безобразием». Кто-то причисляет к современному искусству «Бурановских бабушек», а кто-то – Стивена Кинга и Николая Баскова[5].
Рассмотрим популярные виды искусств чуть подробнее. И начнем с наиболее предпочитаемого – с музыки.
Ежедневно слушают музыку 57% россиян, еще 19% слушают ее 2-3 раза в неделю. При этом любимыми музыкальными направлениями россиян являются отечественная эстрадная музыка (ее предпочитают 46% россиян) и русский шансон (35%), за ними идет классика и народная, этническая музыка (28% и 27% соответственно) и лишь затем – танцевальная (24%) и зарубежная эстрадная музыка (21%). А нелюбимыми направлениями – металл, хард-рок, панк-рок, а также рэп и хип-хоп. Особенно часто о нелюбви к последним направлениям говорят, как и следовало ожидать, женщины и старшее поколение. Топ-5 любимых отечественных исполнителей – С. Михайлов, М. Круг, И. Кобзон, Ф. Киркоров и Н. Кадышева, группа «Золотое кольцо»; зарубежных – АББА, Мадонна, «Битлз», А. Герман и Д. Дассен.
Но любовь к музыке проявляется не только в ее прослушивании – наши сограждане и сами не против что-нибудь исполнить: поют хотя бы иногда 57% россиян. Чаще всего люди поют в компании (35%), своим детям, внукам (14%) и в караоке (11%). Уверены, что у них это получается хорошо, 28% опрошенных. Только 14% предпочитают делать это, когда их никто не слышит, остальным или нужны слушатели, или все равно, слышат их или нет. Люди среднего и старшего возраста чаще всего поют народные или советские песни. У молодёжи предпочтения иные: они чаще всего исполняют русскую поп-музыку[6].
Следующая страсть россиян – кино. Интерес к кино в нашей стране распространен широко: не реже раза в неделю смотрят фильмы по телевизору 81% россиян. Но средние показатели мало о чем говорят: у людей разного возраста предпочтения сильно различаются. Если среди молодых, 16–30-летних москвичей почти половина любят смотреть кино в кинотеатре, четверть – в интернете, а по телевизору – только 12%, то уже в следующей возрастной когорте телевизор, хоть и с небольшим перевесом, «побеждает», а среди людей еще старше – «побеждает» безоговорочно.
Зарубежное кино предпочитают 14%, советское – 45%, российское – 18% опрошенных. Зарубежное кино люди любят за то, что оно «более захватывающее: гонки, спецэффекты»; советское – потому что оно «милое, доброе». Современные российские фильмы любят, «потому что это о нашем времени, в котором я живу». По мнению 39% опрошенных, современное российское кино находится на подъеме, 30% уверены, что оно в упадке. Мы любим фильмы о дружбе и любви, но народные деньги хотим тратить на историческое кино о России[7].
И наконец, литература, где исторические романы лидируют по читательским интересам, опережая и детективы, и любовные романы.
Только 7% россиян сообщили, что в их окружении сейчас читают больше, чем 10–15 лет назад, 65% опрошенных утверждают: их близкие читают меньше, чем раньше. Среди тех, кто читает художественную литературу (76% респондентов), любовь к классике и современным авторам распостранена одинаково широко. В целом русских писателей предпочитают зарубежным, но среди молодых примерно половина читают зарубежную литературу не реже отечественной, а среди людей постарше интерес к нашей литературе явно преобладает.
Любовь к литературе прививается нашим согражданам еще с детства. Восемь из каждых десяти россиян рассказали, что им читали книжки в детстве, – как правило, мамы или бабушки. Самыми любимыми у взрослых россиян в детстве были, как они говорят, русские народные сказки, произведения А. Пушкина, К. Чуковского и Ш. Перо. Треть участников опроса сохранили свои детские книжки и читают их детям, но чаще книги покупают в магазине. Самое популярное детское чтение – русские народные сказки и стихи.
2015 год в России был объявлен Годом литературы. Среди мероприятий в рамках Года литературы россияне, помимо событий в библиотеках («в библиотеках семинары», «на работу приходят библиотекари и рассказывают о новинках литературы»), называют дни писателей: «дни Ахматовой, Пастернака», «писатель, наш земляк, Закруткин – празднуем его день рождения», литературные чтения, мероприятия в школах и детских садах[8].
Почему же мы так стремимся развлекаться?
Это прежде всего связано с потребностью человека все время открывать что-то новое. Совершенствование техники позволяет все больше замещать воспринимаемый мир искусственным, виртуальным, давая возможность человеку оказываться в новых мирах.
Вот, например, дискотека в ночном клубе. Историческая преемница танцплощадки, она все же разительно от нее отличается. Вместо освещенного пространства, окруженного зрителями, с точно определенным источником звука и плавно танцующими парами – черная тьма, прорезаемая резкими вспышками света, до предела насыщенное ревом динамиков помещение, в котором оказывается крайне затруднительным всякий контакт людей друг с другом. Дискотечные танцы – это танцы в одиночку, танцы без особых правил, как тело «поведет». В этом измененном пространстве-времени человек получает возможность спрятаться в толпе, «быть собой», то есть осмыслить и ощутить свое я. Здесь господствует (еще один новый культурный атрибут) автокоммуникация – общение с самим собой. А человек как индивидуальность как раз и рождается в таком пространстве самоопределения.
Макс Вебер определял город как «рыночное поселение». А рынок – это прежде всего возможность выбора: продукта, продавца, способа расчета. В результате меняются традиционные модели поведения: выбор на рынке не предопределен, а является инструментом саморепрезентации горожан.
Концепция времени у современного россиянина стала совсем иной. Временное пространство (исключая трудоголиков) делится на две автономные сферы: рабочее время и время свободное. Досуг оказался уникальным достоянием повседневной культуры, став пространством для человеческой самореализации. Важно и то, что досуговая и рабочая деятельности до последнего времени осуществлялись в разных местах. Выделение пространства досуга, как показал Макс Вебер, привело к постепенному созданию скрытого от глаз публики интимного пространства, очень важного для формирования индивидуальности человека. А в традиционном обществе человек всегда на виду. Формирование интимного пространства и появление личного времени, свободного от общественного контроля, и стали главными предпосылками возникновения современной культуры развлечений.
Массовая культура прежде всего развлекает, потому что развлечения интересны всем. Только способы (инструменты) развлечения разные. На советской эстраде была такая поговорка: утром – в газете, вечером – в куплете. Так вот, сегодня все происходит несколько иначе: новые идеи опробуют профессиональные «развлекатели» (актеры, дикторы, литераторы), потом они (идеи) берутся политиками, и уж затем распространяются в обществе.
То есть сфера развлечений – это такая экспериментальная лаборатория по выработке новых культурных моделей и образцов поведения? Да, но не только. Часто весь день нынешний активного возраста россиянин дожидается ночи – сакрального времени развлечений. Время от заката до рассвета манит людей, потому что ночью можно уйти в живущие по особым правилам пространства развлечений, реальные или виртуальные.
Ночь как дополнительный источник
свободного времени и развлечений
По верному наблюдению Е. Дукова, по мере «заигрывания» россияне всё позже ложатся спать[9]. Действительно, жить и работать ночью в городах, особенно в мегаполисах, оказалось куда удобнее, чем днём. Число ночных жителей постепенно растёт, их потребности в ночных услугах в последние годы становятся более многообразными. Людей интересуют не только обычные развлечения, но и магазины, банки, клиники, дантисты, салоны красоты и прочее. Это отражается и на онлайн активности населения – с 2000 года значительно выросла доля тех, кто сидит в интернете в промежутке с 18 часов вечера до 6 часов утра.
Что-то принципиально новое входит в жизнь, вытесняя старые верования и привычки. В крупных городах люди начали примерять на этот отрезок суток то, на что перестало хватать дня. Оказалось, ночь может вместить даже больше событий, чем день. Экстрим – ночью! Гонки – ночью! Причёски, спорт, игры, кино, театр – всё ночью! Почти весь крупный продуктовый ретейл на ночь не закрывается.
Москва, конечно, самый ночной город – 44% москвичей (среди молодых – 58%) часто бодрствуют ночью. И мегаполис начинает отвечать меняющимся потребностям своих жителей. Так, в начале 2000-х был создан Городской информационный канал m24.ru, который сегодня обрабатывает несколько тысяч запросов каждую ночь[10]. При этом запрос на поддержку ночного досуга появляется не только в онлайн среде, но и офлайн, что способствует развитию городской инфраструктуры.
Половина столичных жителей хотя бы изредка ходят в ночные магазины, около половины – в аптеки, столько же – поздно вечером бывают в кафе. В представлении 53% респондентов, в Москве нет проблем с тем, чтобы в любое время купить продукты или получить какие-либо бытовые услуги, но четверть москвичей (среди молодых – треть) сталкиваются с недостатком предложения. В сентябре 2014 года в Москве запущены ночные маршруты общественного транспорта. Подавляющее большинство жителей столицы (86%) относятся к их введению положительно, отрицательно – только 2%. В целом считают ночные услуги необходимостью 75% горожан, излишеством – 19%[11].
Однако ночные потребители рекреационных и развлекательных услуг есть не только в Москве и Питере, но и в мегаполисах и Центральной России, и за Уралом. Такой вывод можно сделать, например, из акции «Билайна», который предложил спецтариф с выдающимся названием «Мобильные вампиры». Этот тариф рассчитан на тех, кто не спит. За первые четыре месяца к нему подключилось больше шести миллионов абонентов, причём большинство этих «вампиров» живёт в регионах[12].
В крупных мегаполисах индустрия развлечений постоянно расширяет свои предложения в области ночного досуга. Их потребители – далеко не однородная аудитория (в ней есть группы, которые совсем не пересекаются), но именно она является активным пользователем услуг рынка ночных развлечений. И одновременно работает, как будто развлекается. Здесь и «новые ботаны» (название производное от прошлого ботаника, но совсем с иным смысловым акцентом). Идеи, которыми они озабочены, можно обговаривать в неформальной обстановке, в том числе и ночью.
В качестве еще одного примера развития ночной культуры можно привести набирающую все большую популярность акцию – «Ночь музеев». Эта международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции – показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь. Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997-м. Российские музеи присоединились к акции спустя 10 лет, в 2007 году. Весной 2014 года накануне «Ночи музеев» ФОМ спросил россиян о том, в какие музеи они ходят и как часто. Чуть больше половины респондентов (51%) сказали, что любят ходить в музеи, а не любят такое времяпрепровождение только 8%. Наибольший интерес у россиян вызывают исторические, краеведческие музеи (42%) и музеи изобразительных искусств (26%), немного отстают по популярности музеи-усадьбы (14%) и дома-музеи известных людей (12%). Среди музеев, в которых россияне не бывали, но мечтают туда попасть, лидируют Лувр (11%) и Эрмитаж (7%), а также Третьяковская галерея (3%) и музеи Кремля (2%). О проведении акции знали или что-то слышали 41% россиян. Среди них 5% лично участвовали, а планировали поучаствовать 13%[13].
Вдохновившись весьма успешным проведением акции «Ночь музеев», с 2013 года в России также стали проводить «Ночь искусств», а с 2016 года – и «Ночь кино». В рамках этой акции проходят специальные ночные сеансы в кинотеатрах, а также бесплатные показы отечественных фильмов на открытом воздухе.
Во все времена элитарное искусство было формой развлечения высшего общества. Однако с конца XIX века, когда и у прочих сословий появился досуг, концерты филармонической музыки – а не только, к примеру, балаганные и цирковые зрелища – стали собирать тысячи слушателей. Такие концерты проходили на площадях, в храмах, городских парках. Затем специализированные развлекательные институты заняли и отграничили особое время повседневности – сферу досуга. Возникли «фабрики развлечений», не только постоянно производящие новый продукт, но и тренирующие интеллект. Тем самым в известном смысле сфера досуга, расширяясь, занимает все большую часть времени суток.
2 Источники данных об увлечениях россиян: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 25 мая 2014 г., 10 марта 2013 г., 16 декабря 2012 г. http://fom.ru/SMI-i-internet/11535, http://fom.ru/Obraz-zhizni/10880, http://fom.ru/Rabota-i-dom/10846, 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей 18 лет и старше по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 22 декабря 2013 г. http://fom.ru/Obraz-zhizni/11366
3 Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме телефонного интервью по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 320 городов, 160 сел. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 26 апреля 2015 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12148
4 Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 15–16 сентября 2012 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10731
5 Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 10 июня 2012 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10532
6 Источники данных о музыкальных предпочтениях: всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 15–16 сентября 2012 г., 25–26 октября 2014 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10731 http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11835
7 Источники данных о кино: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 23 июня 2013 г., 30 сентября 2012 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11192 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10788; 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 28 сентября 2014 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11855 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11856
8 Источники данных о литературе: 1) Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 19 октября 2014 г. http://fom.ru/Rabota-i-dom/11848 2) всероссийский репрезентативный телефонный опрос населения России старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 320 городов, 160 сел. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 26 июля 2015 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12272 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12273
9 Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3 / ред.-сост. Е.В. Дуков. — М. , СПб.: Нестор-История, 2012. 484 стр.
10 «Городской информационный канал m24.ru». Сайт http://www.m24.ru/
11 Источники данных о ночных практиках россиян: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 20 января 2014 г., 22 февраля 2014 г. http://fom.ru/Ekonomika/11301 и http://fom.ru/SMI-i-internet/11481; 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 22 июня 2014 г. http://fom.ru/Obraz-zhizni/11653
12 Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3 / ред.-сост. Е.В. Дуков. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. — 484 стр.
13 Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью (face-to-face). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 11 мая 2014 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11500
Презентация
Комментарии отсутствуют