Сетевая карта

Исследование ФОМ

12 Сентября 2011

Лидерами по проникновению интернета в стране остаются Москва и Санкт-Петербург, а самые перспективные в этом отношении регионы – Тюменская, Иркутская и Нижегородская области.

Именно там стоит ожидать максимального прироста численности интернет-аудитории (в среднем на 130 тысяч человек в каждой из трех областей). Такой результат был получен в ходе исследования ФОМа «Интернет в регионах»*.


Опрос «ГеоРейтинг» 12 мая – 1 июня 2011 г.
2200 населенных пунктов, 79 субъектов РФ, 56 900 респондентов.

Проникновение интернета в стране до сих пор крайне неравномерно. Между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами сохраняется более чем двукратная разница по показателю доли месячной интернет-аудитории (67–68% в двух столицах против 29% в Тыве или 34% в Мордовии). Среднероссийский показатель составляет 48%. По объему более активной, суточной интернет-аудитории разница между регионами – еще более существенная.

Тем не менее тренд роста интернет-аудитории продолжается. По данным на второй квартал 2011 года общая численность пользователей среди населения старше 18 лет составляет около 55 млн человек, рост за квартал составил около 7%. Тем интереснее для анализа конкретные точки роста.

Потенциал развития интернета: количественные показатели

Для понимания перспектив развития интернета была сделана оценка регионального потенциала роста интернет-аудитории**. Оценка проводилась с учетом следующих значимых для развития интернета параметров.

  • Состояние экономики и инфраструктуры региона:
    • доля городского населения,
    • проникновение домашних телефонных линий,
    • количество мобильных телефонов на человека,
    • отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму,
    • объем расходов на платные услуги на человека.
  • Показатели человеческого капитала:
    • доля населения трудоспособного возраста,
    • доля людей, имеющих высшее образование.

В соответствии с этой оценкой российские регионы образуют три группы.

В первой группе – в нее вошли 38 субъектов РФ – текущие показатели проникновения интернета соответствуют рассчитанной для регионов оценке. В этих субъектах РФ (сюда входит и Москва) проживает около 45% взрослого населения страны и такая же доля всех интернет-пользователей.

Во второй группе – это примерно четверть российских регионов – доля месячной интернет-аудитории превысила рассчитанную для этих регионов оценку. Самые показательные в этом отношении – Псковская и Ленинградская области, а также Северная Осетия: месячная интернет-аудитория в этих субъектах РФ составляет порядка 50% жителей, тогда как в соответствии с расчетами значимые для развития интернета параметры обеспечивают проникновение лишь на уровне около 43%. В регионах этой группы значимый рост доли пользователей возможен только при условии повышения уровня жизни и покупательской способности, развития широкополосного и беспроводного доступа в интернет, проведении образовательных и информационных программ, повышающих осведомленность людей и компьютерную грамотность. В общей сложности на такие «перенасыщенные» регионы приходится порядка 30% населения РФ и около трети (33%) всех интернет-пользователей.

В третью группу входит 21 регион, где потенциал развития интернета далеко не исчерпан. Но инфраструктура этих краев и областей, человеческий капитал позволяют обеспечить проникновение интернета в соответствии с рассчитанными для регионов оценками. Самый высокий потенциал развития – у республик Тыва и Мордовия, Тюменской и Иркутской областей: здесь доли месячной аудитории на 15% ниже нормативного уровня. Заметим, что даже если названные регионы «выберут» свой потенциал, то есть доли месячной аудитории достигнут рассчитанной для них оценки, прирост численности интернет-пользователей в абсолютном выражении, естественно, везде будет разным – ведь численность населения некоторых субъектов РФ не так высока, чтобы даже существенный относительный рост давал значимое увеличение числа пользователей. Так что если говорить об абсолютных значениях, наибольшим «весом» обладают Иркутская, Нижегородская и Тюменская области, в каждой из которых месячная аудитория интернета для достижения нормативных показателей должна вырасти на 130–150 тыс. человек.

Общая численность взрослых россиян, которые в соответствии с общероссийскими тенденциями развития интернета должны на данный момент войти в месячную аудиторию, но ещё не относятся к ней, составляет около полутора миллионов человек. Это примерно 2,5% текущей месячной аудитории среди взрослого населения России.

Потенциал развития интернета: качественные показатели

Освоение разнообразных возможностей Сети, показатели «качественного» использования интернет-сервисов являются еще одним важным параметром развития интернета в регионах. Для анализа этих особенностей был разработан агрегированный индекс интенсивности пользования интернетом***.

Показатели проникновения и индекс интенсивности пользования интернетом связаны между собой: как правило, чем больше доля интернет-аудитории, тем выше уровень интернет-активности – и наоборот. Субъекты РФ, отклоняющиеся от данного правила, обладают особенностями в плане развития и распространения интернета. Выделим четыре группы регионов.

В первую группу входят 15 субъектов РФ (на первых позициях – Москва и Санкт-Петербург). В этой группе высоки оба показателя: и доля пользователей, и индекс интернет-активности. Здесь доступный интернет существует довольно давно, и аудитория отличается относительной «зрелостью» в плане использования интернет-практик.

Вторую группу образуют Сахалинская и Томская области, Приморский край и еще 13 субъектов РФ. Здесь при относительно высоких показателях проникновения интернет-практики, использование которых свидетельствует о высокой пользовательской активности, не распространены. Многочисленная интернет-аудитория либо не имеет достаточного опыта в пользовании возможностями Сети, либо ограничена в интенсивности использования интернета (доступ в Сеть есть, но он очень дорог, и поэтому используется только для обеспечения базовых потребностей).

Третью группу составляют примерно 10 субъектов РФ. Показатели проникновения интернета здесь – довольно скромные, а возможности интернета при этом используются очень активно. В Ивановской области, республике Марий Эл и ряде других регионов интернет-пользователи остаются немногочисленной «элитной группой».

Четвертая группа регионов – самая многочисленная: в нее входят около 30 субъектов РФ, включая Тамбовскую, Воронежскую области, Республику Мордовия. Здесь и уровень проникновения интернета невысок, и интернет-аудитория довольно пассивна. В этих регионах следует прежде всего повышать долю интернет-пользователей – как посредством улучшения инфраструктуры и экономики, так и посредством наращиванием социального капитала.

Аналитический отчет «Потенциал развития интернета в регионах» содержит информацию об актуальном состоянии и перспективах развития интернета в 79 субъектах РФ.
  • Проникновение интернета и абсолютное число интернет-пользователей.
  • Потенциал развития интернета в регионах.
  • Места пользования интернетом (дом и работа).
  • Интенсивность использования интернета.
  • Сегментация регионов по активности использованию Интернета и по перспективам дальнейшего распространения Сети.

Для приобретения отчета обращайтесь к руководителю проекта «Мир Интернета» Павлу Лебедеву по телефону +7 (495) 745-87-65 или по электронной почте lebedev@fom.ru


→ посмотреть фрагменты отчета
Другие стрницы презентации: стр. 2, стр. 3, стр. 4, стр. 5, стр. 6, стр. 7, стр. 8, стр. 9, стр. 10, стр. 11, стр. 12, стр. 13, стр. 14

→ скачать фрагменты отчета

Авторы: Павел Лебедев, Артур Гончаров

*В основу оценки потенциала положены результаты опроса МегаФОМ и данные Росстата. Опрос МегаФОМ проведен в мае – июне 2011 года в 79 субъектах РФ. Общий объем выборки – 56 900 человек.
**С помощью регрессионного анализа для регионов рассчитаны нормативные значения долей месячной интернет-аудитории. Регрессионная модель объясняет 80% дисперсии месячной аудитории.
***Индекс интенсивности использования интернет-практик рассчитывался на основе результатов опроса МегаФОМ, проходившего в сентябре 2010 года в 68 субъектах РФ. Объем выборки – 34 000 респондентов. Индекс рассчитывается как нормированное среднее значение используемых интернет-практик среди месячной аудитории. Каждая практика учитывается с собственным весом, который отражает специфичность её использования для суточной интернет-аудитории. То есть практики, использование которых с большей вероятностью обусловливает высокую интернет-активность, имеют больший вес. Веса определены при помощи логистической регрессионной модели.
материалы
Мессенджер Telegram

26 Сентября

Мессенджером Telegram пользуются часто или время от времени 47% респондентов, 33% участников опроса не пользуются им вовсе. 26% считают, что Telegram – это скорее безопасный мессенджер, 12% – что скорее небезопасный
Согласно опросу, 52% россиян пользуются YouTube для просмотра видео каждый день или время от времени. Наиболее популярными категориями контента на платформе являются юмор, развлекательные видео (22%) и музыка, фильмы, сериалы (20%)
Среди всех источников информации россияне чаще всего выбирают телевидение: узнают новости на ТВ 56%, доверяют новостным передачам 42% опрошенных. Новости в интернете читают 42% респондентов, доверяют этой информации 23% участника опроса
Две трети россиян видели новогоднее телепоздравление Владимира Путина, 61% из них оно понравилось, 5% – не понравилось. Четверть опрошенных новогоднее телепоздравление президента не видели
В эту новогоднюю ночь собираются смотреть телеобращение президента 76% россиян, 16% – не собираются
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют