ФОМ в своих исследованиях уже обращался к этой теме. Мы спрашивали об отношении к наказанию в виде нескольких лет тюремного заключения и об отношении к письму деятелей культуры в защиту девушек.
В нашем последнем исследовании мы выделили три возможных ситуации, когда религиозные чувства могут быть оскорблены: это прямой контакт с чем-то оскорбительным в жизни или в искусстве, а также сообщения об оскорбительных действиях и поступках в СМИ. В результате получилось, что верующих людей обидеть не так уж легко: те или иные сообщения в СМИ покоробили пятую часть православных, чуть больше десятой части в повседневной жизни или в искусстве сталкивались с ситуациями, когда их религиозное чувство было оскорблено.
Благодаря широкому освещению «дела Pussy Riot» в масс-медиа люди при ответе на вопрос о том, какие именно сообщения в СМИ оскорбили их религиозные чувства, в большинстве случаев указывали на «панк-молебен». Что касается искусства, то тут обидными чаще всего были те или иные фильмы или сериалы. В разговоре о повседневных взаимодействиях рельефнее других вырисовывается группа ответов, в которой указывается на проблемы при общении людей с другими взглядами: как конфликты между верующими, принадлежащими к разным конфессиям, так и между верующими и атеистами.
Одна из любопытных тем, которые вырисовались при анализе ответов на открытый вопрос, – это отношение верующих с РПЦ. С одной стороны, религиозные чувства респондентов оскорбляли какие-то действия служителей или общие недостатки церкви. Об этом также говорят данные, согласно которым приблизительно десятая часть россиян сталкивались с ситуациями, когда действия патриарха или рядовых служителей церкви вызывали у них недовольство. С другой стороны, религиозные чувства людей оскорбляли сообщения в СМИ с негативной информацией об РПЦ и о патриархе. Кстати, недавно мы проводили исследование об отношении к РПЦ и патриарху Кириллу, из которого видно, в частности, какую негативную информацию о церкви и церковниках люди знают или слышали и какие проблемы в этой сфере видят.
Встаёт вопрос о допустимости критики церковных служителей. В нашем опросе мы попытались выяснить, насколько допустимо критиковать рядовых служителей церкви и патриарха. Мы задали два субъекта критики: православных (как людей, имеющих прямое отношение к РПЦ) и атеистов (как людей, находящихся в принципиально иной плоскости по отношению к верующим.)
Среди православных в целом распространено мнение, что критиковать служителей церкви недопустимо (хотя и обратное мнение представлено довольно широко). Однако в отношении рядовых служителей верующие менее категоричны, чем в отношении патриарха. Является ли это знаком традиционного почтения перед высоким иерархом или это следствие невмешательства патриарха Кирилла в наиболее спорные и неоднозначные ситуации – предмет отдельного исследования.
Кроме того, россияне по-разному смотрят на допустимость критики патриарха атеистами и православными. Считается, что православным в меньшей степени допустимо критиковать главу православной церкви, чем атеистам. При этом на допустимость критики рядовых служителей церкви атеистами и православными россияне смотрят примерно одинаково: несколько чаще «запрещая», чем «разрешая» высказываться подобным образом в адрес церковников.
В разговорах об оскорблении чувств верующих практически неизбежно встает вопрос о необходимости государственного вмешательства в подобных случаях. Пятая часть наших сограждан считают, что государство не должно вмешиваться в конфликты, которые затрагивают чувства верующих. Их аргументы: Россия – светское государство, церковь отделена от государства, поэтому в таких ситуациях верующие должны разбираться сами. Почти половина россиян, напротив, считают, что государство должно вмешиваться в конфликты, которые затрагивают чувства верующих. Некоторые (хотя и немногие) даже полагают, что государство и церковь – целое, поэтому нападки на церковь или на верующих автоматически превращают государство в одну из сторон конфликта. Но большинство настаивающих на необходимости вмешательства государства видят его как арбитра, нейтральную сторону в споре.
Еще одна тема полемики вокруг «дела Pussy Riot» – должны ли православные в случае оскорбления их религиозных чувств давать отпор или им следует проявлять смирение перед обидчиками. Единого мнения на этот счет ни в обществе, ни среди самих православных не существует. Хотя точка зрения, что православие «должно быть с кулаками», в обеих группах распространена шире противоположной, у мнения о необходимости смирения сторонников ненамного меньше, в особенности среди верующих людей.
На основании этого простого описания нашего исследования можно делать разные выводы и находить самые неожиданные пути для дальнейших поисков смыслов. Заметим только, что исследование оскорблённых религиозных чувств – это тупиковый путь, поскольку является работой со следствием, а не с причинами, не говоря о том, что само понятие «чувства верующих» достаточно размыто и четко не определено. Если общественные дискуссии не будут сосредоточены в основном на справедливости наказания для участниц группы Pussy Riot, а будут проходить в более широких рамках (например, взаимоотношения такого института как РПЦ и людей, определяющих себя как православных; или позиции государства в разрешении межконфессиональных споров), то они станут значительно взрослее. Понимание ситуации снижает обидчивость и резкость сторон, а следовательно, ведёт к большей терпимости и взаимоуважению.
Комментарии отсутствуют