Фонд Общественное Мнение изучает так называемые локомотивные социальные группы – людей, которые создают и распространяют инновации в обществе. Яркие представители этих людей – креативный класс.
Группа выделяется по ответам на 3 вопроса.
Первый вопрос – о самом важном деле в жизни. Респондент сам определяет, что это: работа, творчество и увлечения, учеба или общественная деятельность.
Второй вопрос – о предметной сфере самого важного дела в жизни. Это может быть творческая сфера – дизайн, журналистика, информационные технологии, художественное творчество, мода, наука, работа в СМИ, образование. Или что-то другое – такие ответы выделены в группу остальные сферы, куда вошли домашнее хозяйство, сфера услуг и сервиса, промышленность и производство, здравоохранение, финансы, спорт, юриспруденция и прочее .
Третий вопрос – о характере работы человека. Респонденту предлагается оценить, исполнительский или творческий характер носит его работа.
Выделив креативный класс, ФОМ изучает его установки и мнения на самые разные темы: благотворительность, планирование будущего, увлечения.
Какое из перечисленных занятий в настоящее время является для Вас самым важным?
На карточке шкала, где «1» означает абсолютно нетворческую, исполнительскую деятельность, когда человек действует только в рамках жёстких правил и стандартов, а «7» означает полностью творческую деятельность, когда человек постоянно разрабатывает и внедряет новые идеи. Где на этой шкале находится то занятие, которое в настоящее время является для вас наиболее важным?
Скажите, пожалуйста, какова предметная область (специализация, сфера, направление) того занятия, которое на сегодня является для вас наиболее важным? (Карточка, один ответ.)
Население в целом | Шкала: «1» означает абсолютно нетворческую, исполнительскую деятельность, когда человек действует только в рамках жёстких правил и стандартов, а «7» означает полностью творческую деятельность, когда человек постоянно разрабатывает и внедряет новые идеи. | ||||||||
1
деятельность полностью исполнительская | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
деятельность полностью творческая | затрудняюсь ответить | ||
Доли групп | 100 | 11 | 10 | 9 | 13 | 12 | 7 | 7 | 4 |
Домашнее хозяйство, огород | 15 | 23 | 25 | 22 | 21 | 18 | 14 | 19 | 13 |
Сфера услуг, сервиса, бытового обслуживания, торговля | 7 | 11 | 15 | 12 | 11 | 11 | 7 | 5 | 0 |
Промышленность, производство | 5 | 10 | 11 | 13 | 7 | 7 | 5 | 0 | 0 |
Образование, наука | 4 | 2 | 4 | 6 | 7 | 9 | 10 | 9 | 2 |
Строительство | 4 | 8 | 3 | 6 | 6 | 6 | 8 | 8 | 0 |
Транспорт, автомобильное дело | 4 | 4 | 7 | 7 | 3 | 5 | 4 | 5 | 11 |
Сельское, лесное, рыболовное и т.д. хозяйство | 3 | 4 | 8 | 3 | 6 | 3 | 6 | 2 | 9 |
Медицина, здравоохранение | 3 | 7 | 3 | 6 | 3 | 5 | 5 | 4 | 6 |
Бухгалтерский учёт, финансы, аудит | 2 | 7 | 4 | 4 | 4 | 3 | 0 | 1 | 0 |
Спорт, туризм | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 2 | 1 | 2 | 0 |
Менеджмент, управление проектами | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 6 | 1 | 1 | 0 |
Информационные технологии, интернет, телекоммуникации | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 3 | 4 |
Музыка | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 4 | 5 | 2 |
Силовые структуры, охрана | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 |
Юриспруденция | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Художественное творчество, живопись, графика | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 4 | 0 |
Дизайн, проектирование | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 0 |
Управление персоналом, консалтинг | <1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Мода | <1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 |
Телевидение, радио | <1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 |
Журналистика, литература, редакторское дело | <1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Кино, фотография | <1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 |
Маркетинг, социология | <1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 |
Реклама, PR | <1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Театр | <1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Издательская деятельность | <1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Другое | 7 | 9 | 7 | 7 | 9 | 7 | 10 | 19 | 15 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 7 | 5 | 6 | 6 | 8 | 9 | 4 | 30 |
Структура креативного класса: ядро и периферия
Остальные сферы: домашнее хозяйство, огород; сфера услуг, сервиса, бытового обслуживания, торговля; промышленность, производство; строительство; транспорт, автомобильное дело; сельское, лесное, рыболовное и т.д. хозяйство; медицина, здравоохранение; бухгалтерский учёт, финансы, аудит; спорт, туризм; силовые структуры, охрана; юриспруденция; издательская деятельность.
Комментарии отсутствуют