Анализ данных опросов ФОМа, проводившихся в последние десять лет по заказу Банка России, показал, что во время пандемического кризиса ощущение ухудшения материального положения у россиян было менее острым, чем во время валютного.
Наталья Гашенина отметила: согласно данным опросов, доля имеющих сбережения в середине 2014 года, накануне кризиса, составляла 41%, максимум за всю историю измерений, а к концу года резко упала - до 31%. Накануне пандемического кризиса, в январе - марте 2020 года, доля имеющих сбережения составляла в среднем 34%, и такое же среднее значение показателя наблюдалось с августа 2020 года - существенного снижения доли «сберегателей» не произошло. Несмотря на то, что в первые месяцы пандемии четверти россиян приходилось тратить свои накопления, связывание потребительского спроса из-за локдаунов позволило многим сохранить сбережения.
Потребление также существенно сократилось во время кризиса 2014-2015 годов, чего не наблюдалось в 2020-2021 годах. Доля совершавших крупные расходы упала с 59% в августе 2014 года до рекордно низких 43% в апреле 2015 года. Главной причиной этого снижения стали материальные трудности. Накануне пандемического кризиса, в январе – феврале 2020 года, этот показатель находился на уровне 55%, а уже в августе 2020 года, когда началось восстановление потребления, составил 51%. Несмотря на невозможность проведения квартирных опросов в период действия коронавирусных ограничений, по имеющимся данным был сделан вывод о довольно быстром восстановлении потребления в пандемию. На волне отложенного спроса доля совершавших крупные покупки выросла до 58% уже в сентябре 2020 года.
Интересно проследить за динамикой индексов, отражающих потребительские настроения россиян. Она демонстрирует, что переживание обоих кризисов шло волнами и имело свои пики. Пандемические пики восприятия кризиса, в отличие от валютного, вызваны не экономическими, а эпидемиологическими причинами - очередными волнами заболеваемости коронавирусом и ограничительными мероприятиями. При этом с каждой новой волной острота переживаний постепенно снижалась, к пандемии как явлению россияне к концу 2021 года начали адаптироваться.
Несмотря на то, что пандемический кризис ударил по карману людей не так сильно, как валютный, удар по настроениям - и психологическим, и экономическим - оказался не меньшим, чем во время валютного кризиса.
Более подробно о социологическом взгляде на финансовое поведение россиян во время кризисов можно почитать в новой книге ФОМа «Деньги и коронаВирус: как россияне переживают кризис», которая доступна на ЛитРес.
Комментарии отсутствуют