На вебинаре ОИРОМ Наталья Гашенина рассказала об изменении ситуации в малом бизнесе за период со II квартала 2021 года, когда была проведена первая волна ежеквартального Лонгитюда, по I квартал 2022 года, по итогам которого проводилась четвертая волна. Было отмечено: преимущество лонгитюдного исследования заключается в том, что каждый раз опрашиваются одни и те же респонденты, и можно проследить, как со временем меняется ситуация в их бизнесе.
Данные Лонгитюда ФОМ продемонстрировали довольно серьёзное негативное влияние западных санкций на экономические показатели малого бизнеса. 50% предпринимателей сообщили о снижении доходов в I квартале текущего года по сравнению с предыдущим кварталом. И это довольно большая доля – в первых трёх волнах Лонгитюда, проводившихся по итогам II–IV кварталов 2021 года, показатель не поднимался выше 34%. У 32% предпринимателей в I квартале не хватило доходов на покрытие прямых издержек, а в IV квартале 2021 года показатель был ниже – 27%, что также говорит об ухудшении ситуации в малом бизнесе. 26% предпринимателей по итогам I квартала допускали, что закроют бизнес. В качестве основных причин наряду со снижением доходов они называли падение спроса. При этом доля имеющих кредит сократилась за прошедший год с 17% до 12% и примерно сравнялась с долей тех, кто брал займы у физических лиц и коммерческих партнёров. На фоне нехватки доходов это свидетельствует об обострении потребности в заёмных средствах.
В апреле - мае были заданы несколько не мониторинговых вопросов на актуальные сейчас темы. Одна из них – экономические последствия санкций. В целом, 73% опрошенных говорили об их негативном влиянии на бизнес. Чаще всего оно выражалось в уменьшении числа заказов и клиентов, росте издержек и цен на сырье, проблемах с поставками. Лишь четверть предпринимателей сказали, что санкции не оказали негативного влияния на их бизнес. Никаких положительных последствий от санкций не ждут 54% предпринимателей, ждут – 32% (подробнее см. материал «Реакция предпринимателей на санкции и контрсанкции»).
Как оказалось, довольно многие бизнесы в той или иной степени зависят от зарубежных поставок из стран, наложивших санкции на Россию. Об этом говорили 62% участников исследования, причем 20% не имеют возможности перейти ни на какие доступные аналоги, и в их бизнесе ситуация самая сложная. Среди последних 56% говорили о снижении дохода в I квартале текущего года по сравнению с IV кварталом предыдущего, 38% допускали закрытие бизнеса в ближайшее время (подробнее см. материал «Влияние проблем с зарубежными поставками на малый бизнес»).
Юлия Кот, в свою очередь, рассказала, какие черты присущи представителям антихрупкого бизнеса, – тем, кто находит возможности для развития своего дела даже в кризис. По её словам, такими чертами являются, в частности, инновативность, готовность к изменениям, умение налаживать партнёрские отношения. Кроме того, Юлия Кот представила советы предпринимателей по сохранению устойчивости компаний в кризис, которые были получены в ходе нескольких десятков глубинных интервью. Предприниматели рекомендовали коллегам по цеху не впадать в панику, диверсифицировать бизнес, избегать кредитов и уделять внимание персоналу.
Более подробно о количественных и качественных исследованиях, проводимых в рамках ФОМ-Проекта СМБиз («Социология Малого Бизнеса»), можно узнать на сайте https://smbiz.fom.ru/.
Комментарии отсутствуют