ФОМ на вебинаре ОИРОМ «Бизнес весной 2022»

Как малый бизнес переживает последствия санкций: данные четвёртой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

30 Июня 2022

23 июня социологи ФОМа представили доклад «Малый Бизнес в турбоРеальности: данные ФОМ-Проекта СМБиз» на вебинаре Ассоциации ОИРОМ, посвященном обзору состояния малого и среднего бизнеса в России. Наталья Гашенина, ведущий аналитик группы «Финансовое поведение», и Юлия Кот, руководитель коммуникационного направления, представили данные четырех волн Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

На вебинаре ОИРОМ Наталья Гашенина рассказала об изменении ситуации в малом бизнесе за период со II квартала 2021 года, когда была проведена первая волна ежеквартального Лонгитюда, по I квартал 2022 года, по итогам которого проводилась четвертая волна. Было отмечено: преимущество лонгитюдного исследования заключается в том, что каждый раз опрашиваются одни и те же респонденты, и можно проследить, как со временем меняется ситуация в их бизнесе.

Данные Лонгитюда ФОМ продемонстрировали довольно серьёзное негативное влияние западных санкций на экономические показатели малого бизнеса. 50% предпринимателей сообщили о снижении доходов в I квартале текущего года по сравнению с предыдущим кварталом. И это довольно большая доля – в первых трёх волнах Лонгитюда, проводившихся по итогам II–IV кварталов 2021 года, показатель не поднимался выше 34%. У 32% предпринимателей в I квартале не хватило доходов на покрытие прямых издержек, а в IV квартале 2021 года показатель был ниже – 27%, что также говорит об ухудшении ситуации в малом бизнесе. 26% предпринимателей по итогам I квартала допускали, что закроют бизнес. В качестве основных причин наряду со снижением доходов они называли падение спроса. При этом доля имеющих кредит сократилась за прошедший год с 17% до 12% и примерно сравнялась с долей тех, кто брал займы у физических лиц и коммерческих партнёров. На фоне нехватки доходов это свидетельствует об обострении потребности в заёмных средствах.

В апреле - мае были заданы несколько не мониторинговых вопросов на актуальные сейчас темы. Одна из них – экономические последствия санкций. В целом, 73% опрошенных говорили об их негативном влиянии на бизнес. Чаще всего оно выражалось в уменьшении числа заказов и клиентов, росте издержек и цен на сырье, проблемах с поставками. Лишь четверть предпринимателей сказали, что санкции не оказали негативного влияния на их бизнес. Никаких положительных последствий от санкций не ждут 54% предпринимателей, ждут – 32% (подробнее см. материал «Реакция предпринимателей на санкции и контрсанкции»).

Как оказалось, довольно многие бизнесы в той или иной степени зависят от зарубежных поставок из стран, наложивших санкции на Россию. Об этом говорили 62% участников исследования, причем 20% не имеют возможности перейти ни на какие доступные аналоги, и в их бизнесе ситуация самая сложная. Среди последних 56% говорили о снижении дохода в I квартале текущего года по сравнению с IV кварталом предыдущего, 38% допускали закрытие бизнеса в ближайшее время (подробнее см. материал «Влияние проблем с зарубежными поставками на малый бизнес»).

Юлия Кот, в свою очередь, рассказала, какие черты присущи представителям антихрупкого бизнеса, – тем, кто находит возможности для развития своего дела даже в кризис. По её словам, такими чертами являются, в частности, инновативность, готовность к изменениям, умение налаживать партнёрские отношения. Кроме того, Юлия Кот представила советы предпринимателей по сохранению устойчивости компаний в кризис, которые были получены в ходе нескольких десятков глубинных интервью. Предприниматели рекомендовали коллегам по цеху не впадать в панику, диверсифицировать бизнес, избегать кредитов и уделять внимание персоналу.

Скачать презентацию ФОМ

Более подробно о количественных и качественных исследованиях, проводимых в рамках ФОМ-Проекта СМБиз («Социология Малого Бизнеса»), можно узнать на сайте https://smbiz.fom.ru/.

материалы
«Перед нами впечатляющая, объемная картина социальной жизни россиян в условиях жестких испытаний пандемией». Социологи высказались о новой книге ФОМа
Знают или слышали о ПМЭФ 50% россиян. 40% считают его важным, 6% – неважным для России событием. По мнению 28% опрошенных, в этом году форум был более важен для России, чем в прошлом
Подавляющее большинство представителей российского малого бизнеса (73%) в той или иной степени ощутили негативное влияние санкций, при этом почти две трети предпринимателей (65%) считают, что стране удастся преодолеть их последствия
24 июня в 17 часов социологи ФОМа представят результаты исследований настроений предпринимателей и ситуации с их бизнесом на вебинаре ОИРОМ «Бизнес весной 2022»
ФОМ совместно со Сбером представил на XII Международной Грушинской конференции результаты исследования экономической тревожности россиян
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют