Экономические настроения россиян

Сегментация населения по экономическим настроениям

18 Августа 2022

Люди по-разному реагируют на изменения, происходящие в экономике, и часто эти реакции зависят от того, с каким настроением они смотрят в будущее. В этом материале, основанном на результатах опросов ООО инФОМ по заказу Банка России, мы расскажем об экономических настроениях, их изменениях с начала года и о том, как различаются люди по настроениям и установкам.


ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Группы по степени экономического оптимизма


Чтобы понять, как люди реагируют на экономические изменения, мы проанализировали их ответы на вопросы о перспективах материального положения их семьи, уровня жизни населения, уровня производства и в целом состояния экономики в стране. В зависимости от ответов респондентов относили к одной из пяти групп: «оптимисты», «склонные к оптимизму», «нейтральные», «склонные к пессимизму» и «пессимисты» (методологию формирования групп см. ниже*). 

В июне 2022 года эти группы в населении распределились так: «оптимисты» – 19%; «склонные к оптимизму» – 19%; нейтральные – 37%; «склонные к пессимизму» – 12%, «пессимисты» – 13%.

Сегментация россиян по степени экономического оптимизма

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Динамика долей групп по степени экономического оптимизма

Динамика долей групп по степени экономического оптимизма

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Отметим, что доли выделенных нами групп меняются в зависимости от изменений экономической ситуации.

В марте, после введения санкций в отношении России, доля «пессимистов» резко выросла - с 17 до 29%. Люди испытали шок: не понимали, что будет дальше происходить с ними и экономикой страны и как вести себя в этой ситуации. При этом доля «склонных к пессимизму» с начала года не изменилась.

В апреле шок начал проходить и начался период адаптации: выросли доли «оптимистов» (с 9 до 15%) и «склонных к оптимизму» (с 13 до 19%), меньше стало настроенных пессимистично.

В июне по сравнению с маем доля «оптимистов» выросла еще на 4 п. п. (до 19%) и при этом немного сократились доли «пессимистов» и «склонных к пессимизму». Доля «нейтрально» настроенных россиян после роста в апреле (на 4 п. п.) остается неизменной.

Таким образом, с начала весны экономические настроения россиян ощутимо улучшились. Видимо, мартовское напряжение, вызванное ожиданием катастрофы, спадает.

Социально-демографические характеристики групп


Возраст

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Уровень образования

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Самооценка материального положения семьи

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Род занятий

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

На каком предприятии (в какой организации) вы работаете?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

 «Оптимисты» – это чаще молодежь до 30 лет (27%) или люди в возрасте 31-45 лет (27%). Это самая финансово благополучная группа: здесь больше всего относительно обеспеченных граждан – то есть тех, кому денег хватает на покупку бытовой техники без кредита, - 24% (среди всего населения таких 18%).

«Склонные к оптимизму» с точки зрения социально-демографических характеристик практически ничем не отличаются от «оптимистов», за исключением материального положения: доля относительно обеспеченных в этой группе составляет 19%, что на 5 п. п. меньше, чем в группе «оптимистов», и почти столько же, сколько среди всего населения.

«Нейтральные» – это чаще люди старше 60 лет (37%), неработающие пенсионеры (39%), люди со средним образованием (67%). В остальном они ничем не отличаются от «типичных» респондентов в среднем по выборке.

«Пессимисты»  - это чаще люди в возрасте 46-60 лет (32%) и 31–45-летние (29%), с высшим образованием (51%), малообеспеченные, кому средств хватает только на питание или не хватает даже на него (35%), чаще, чем в среднем по выборке, работающие по найму (55%), и преимущественно в частном секторе (32%).

Группа «склонных к пессимизму» по своему профилю очень похожа на «пессимистов», но там чаще встречаются более молодые 31-45-летние (32%) и чуть менее образованные люди со средним специальным (38%) образованием; также здесь выше и доля людей с высшим (39%) образованием.

 

Финансовое поведение и динамика материального положения

Скажите, пожалуйста, как изменилось материальное положение вашей семьи за последние 12 месяцев – улучшилось, осталось без изменений или ухудшилось?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

А в принципе сегодня у вас (вашей семьи) есть сбережения, денежный запас, который позволит вам (вашей семье) продержаться какое-то время, если вы лишитесь основного дохода, или такого запаса, сбережений нет?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Как вы думаете, как в настоящее время лучше распоряжаться свободными деньгами: откладывать, беречь деньги или покупать на них дорогостоящие товары?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Скажите, пожалуйста, за последний месяц вам удалось что-нибудь отложить после расходов на текущие нужды или не удалось? И если удалось, то больше, чем обычно, меньше или примерно столько же?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Скажите, пожалуйста, вам (вашей семье) за последний год приходилось или не приходилось на чём-либо экономить или отказываться от запланированных покупок, расходов из-за недостатка средств?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Посмотрите, пожалуйста, на карточку и скажите, что из перечисленного вы (члены вашей семьи) начали делать за последний месяц? Именно начали – то есть не делали в предыдущем месяце.

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Карточка, любое число ответов**

**На графике показаны только два ответа, отражающие использование стратегий экономии.

Сегодня у вас лично или у других членов вашей семьи, которые живут вместе с вами, есть какой-либо банковский, потребительский кредит или заём в микрофинансовой организации, по которому ещё нужно выплачивать деньги, или кредитов нет?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

«Оптимисты» - самая финансово благополучная часть населения. Помимо того что здесь самый большой процент материально обеспеченных, среди них также чаще встречаются люди, чье материальное положение за последние 12 месяцев улучшилось (29%), они чаще других имеют сбережения (47%) и за последний месяц смогли их преумножить (36%). Большинство «оптимистов» в качестве стратегии сохранения свободных средств рассматривают их сбережение (62%), а не вложение денег в покупку дорогостоящих товаров (25%). При этом данной группе реже других приходится экономить (61%). 

 «Склонные к оптимизму» отличаются от «оптимистов» не только тем, что среди них чуть меньше доля обеспеченных, но и своей финансовой стабильностью: у половины из них материальное положение за последний год не изменилось (58%) - ни улучшилось, ни ухудшилось. А по остальным параметрам (сбережение, экономия) финансовое поведение этой группы мало отличается от поведения населения в целом. 

Группа «нейтральных» по своему финансовому поведению почти не отличается от «типичных» респондентов в среднем по всей выборке, за исключением возможности делать сбережения за последний месяц после расходов на текущие нужды, - они это делают реже (20%) по сравнению с население в целом (25%).

С точки зрения финансового поведения «пессимисты» – самая неблагополучная группа. Здесь у большинства людей за последние 12 месяцев ухудшилось материальное положение (69%), им больше всех приходится экономить (84%). Так за июнь «пессимисты» начали реже покупать или совсем отказывались от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений и чаще стали покупать более дешёвые, продукты и товары. Это самая закредитованная группа населения, в ней кредит имеют 47% граждан, для сравнения: в среднем по выборке кредит есть у 37% (остальные группы ничем не отличаются по доле имеющих кредиты от населения в среднем).  «Пессимисты» чаще прочих в качестве стратегии сохранения сбережений рассматривают покупку дорогостоящих товаров (31%) – они чаще всех боятся инфляции. Для сравнения: среди всего населения такую стратегию рассматривают 27%, а среди «оптимистов» - только 25%. 

Несмотря на схожесть финансового поведения «склонных к пессимизму» с предыдущей группой, они немного от нее отличаются. Здесь самая маленькая доля имеющих сбережения (30%) и материальное положение большинства за последний год ухудшилось (51%), но это на 18 п. п. меньше, чем у «пессимистов». В ней также на 14 п. п. меньше доля тех, кому приходилось покупать более дешевые продукты и товары.


Влияние санкций на доходы от работы

После 24 февраля против России были введены новые санкции. Скажите, пожалуйста, эти санкции повлияли или не повлияли на ваши доходы от работы (бизнеса)? Если повлияли, то как именно: ваш доход от работы (бизнеса) вырос или снизился? Или вы полностью лишились дохода?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Вопрос задавался только работающим, – отвечали 55% респондентов.

Санкции против России в целом сказались на доходах 13% россиян. Сильнее всего они повлияли на доходы работников в группе «пессимистов» - у 28% доход снизился. Среди «оптимистов» на сокращение доходов жаловались только 10% работников, у «склонных к оптимизму» эта доля составила 11%, как и среди «нейтральных» (11%), а у «склонных к пессимизму» - 16%.

Снижение доходов у такого большого числа работников среди «пессимистов» может вынудить их брать больше кредитов, усилить стратегию экономии или использовать другие средства для закрытия имеющихся кредитов и/или поддержания прежнего уровня жизни, например, искать дополнительный заработок.


Перспективы изменения экономических настроений


В целом же, к июню в российском обществе пессимизм снизился. И доля нейтральных (37%) и оптимистичных настроений (38%) суммарно превалировала над страхами в отношении перспектив изменения материального положения населения и состояния экономики страны в следующие 12 месяцев. Рост оптимизма связан с верой в быстрое восстановление экономики, а также с тем, что последствия санкций коснулись пока далеко не всего населения.

Важно отметить, что у людей сформировались завышенные ожидания. Так, ИПН (индекс потребительских настроений) после падения в марте (до 80 пунктов) в июне вернулся на уровень января (93 пункта), а один из его субагрегатов, индекс потребительских ожиданий, достиг 108 пунктов - это максимум за последние 5 лет, с весны 2018 года (подробнее об ИПН можно прочитать в нашем телеграм-канале FOM-FIN). Однако если позитивные прогнозы не оправдаются, это может спровоцировать фрустрацию настроений и рост пессимизма.

При этом «оптимисты» – самая ресурсная группа населения (молодые люди с хорошим материальным положением, которое продолжает улучшаться, они чаще других имеют сбережения и менее закредитованы, чем все остальные), и в случае ухудшения ситуации они, вероятно, смогут дольше оставаться в своей группе, только постепенно перетекая в группу «склонных к оптимизму», а затем и «нейтральных».

В случае заметного ухудшения экономической ситуации гораздо сложнее будет положение у «пессимистов» и «склонных к пессимизму», которые чаще представлены малообеспеченными людьми, чье материально положение продолжает ухудшаться и которым приходится чаще экономить. Также это самые закредитованные группы населения, а среди работающих - сильнее всего пострадавшие от санкций. У этих групп нет ресурсов, чтобы переждать возможные ухудшения, поэтому, вероятно, «склонные к пессимизму» будут пополнять ряды «пессимистов», а настроения «пессимистов» будут становиться более мрачными. 

Те, кто находится сейчас в группе «нейтральных» (неработающие пенсионеры, люди старше 60 лет, которые реже оптимистично настроенных делали сбережения) имеют фиксированные доходы в виде пенсий и пока стабильную поддержку государства. Они в зависимости от изменения ситуации в экономике будут перетекать либо в более оптимистичные, либо в более пессимистичные группы.


*Методология выделения групп по степени экономического оптимизма

Для анализа того, как люди реагируют на экономические изменения, мы разделили всех опрошенных на группы по степени оптимизма / пессимизма в отношении перспектив изменения материального положения своей семьи и состояния экономики страны в следующие 12 месяцев.

Типология основана на четырех вопросах анкеты.

  1. Как, по-вашему, изменится материальное положение Вашей семьи в следующие 12 месяцев – улучшится, останется без изменений или ухудшится? (Варианты ответов: 1. улучшится; 2. останется без изменений; 3. ухудшится; 4. затрудняюсь ответить.) 
  2. Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как Вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим или плохим временем? (Варианты ответов: 1. хорошим; 2. хорошим, но не во всём; 3. не хорошим, но и не плохим; 4. плохим, но не во всём; 5. плохим; 6. затрудняюсь ответить.
  3. Как Вы считаете, что из перечисленного будет происходить в ближайший год в экономике страны по такому показателю, как уровень производства? (Варианты ответов: 1. вырастет; 2. не изменится; 3. снизится; 4. затрудняюсь ответить.)
  4. Как Вы считаете, что из перечисленного будет происходить в ближайший год в экономике страны по такому показателю, как уровень жизни населения? (Варианты ответов: 1. вырастет; 2. не изменится; 3. снизится; 4. затрудняюсь ответить.)

На основе комбинации ответов на эти вопросы нами были выделены 5 групп:

  1. Оптимисты – выбирают 3 или 4 оптимистичных ответа из четырех возможных.
  2. Склонные к оптимизму – выбирают 2 оптимистичных ответа из четырех возможных и не более одного пессимистичного ответа.
  3. Склонные к пессимизму – выбирают 2 пессимистичных ответа из четырех возможных и не более одного оптимистичного ответа.
  4. Пессимисты – выбирают 3 или 4 пессимистичных ответа из четырех возможных.
  5. Нейтральные – все остальные респонденты, не вошедшие в группы 1–4 (то есть не выразившие явной склонности ни к оптимизму, ни к пессимизму).
Источник данных: 107–112-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса – интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.

Ссылка на отчет 
Ссылка на данные
материалы
13% россиян сообщили, что воспользовались ипотечным кредитом: уже выплачивают или выплатили его. Говорят, что допускают возможность купить жильё с привлечением ипотеки, 18% участников опроса; среди нуждающихся в улучшении жилищных условий – 26%
Родители школьников рассказывают, сколько они потратили на форму – школьную и спортивную, канцтовары и учебные материалы
Хорошим свое материальное положение называют 22% россиян, чаще других – молодые (37%) и москвичи (32%). Средним считают его 58%, плохим – 19% респондентов
Курс рубля

18 Августа

Рост рубля 27% респондентов объясняют «санкциями и контрмерами наших властей», 11% – «военной операцией на Украине», 7% – «ростом цен на нефть и газ» (остальные объяснения даются реже). 50% россиян говорят, что на них рост рубля не повлиял, 15% говорят о положительном, 23% – об отрицательном влиянии
«Перед нами впечатляющая, объемная картина социальной жизни россиян в условиях жестких испытаний пандемией». Социологи высказались о новой книге ФОМа
Комментарии
Добавить комментарий

Комментарии отсутствуют